Два конца иглы (О прозе Юрия Дружникова) :: Аннинский Лев
Страница: 1 из 9 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕДа... время лечит - всё проходит. И даже ярый пессимист лазейку для себя находит и снова пишет чистый лист 21.08.10 - 04:28 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
---------------------------------------------
Аннинский Лев Два конца иглы (О прозе Юрия Дружникова) Лев Аннинский Два конца иглы (О прозе Юрия Дружникова) Заглавие романа -- того самого романа, из-за которого затянулась на шее писателя петля, так что выпрыгнул он из нее аж в другое полушарие, -заглавие это, взятое из старой присказки о средневековых схоластах, кажется слишком тяжеловесным и умственно изощренным, как, впрочем, и сама схоластика: "Ангелы на кончике иглы". Между тем, это действительное отражение дружниковской художественной мироорганизации: высвечиваемый из всех возможных точек саммит. "-- Чье указание?.. Инструктор поднял глаза к небу..." Скольжение взгляда вверх, туда, где на острие торчат избранные. Импульсивное движение. Если диалог не в спецкабинете, а в общем вагоне пятьсот веселого поезда, -- все равно: "...Он показал пальцем вверх. Там свешивалась нога в грязном носке... Но до меня дошло: -- Хозяева жизни". Их присутствие - везде. Не только в главном романе, где иерархия идеологических чинов специально прослеживается до самого верха, но и в микророманах, где повествуется о чем угодно. Например, о старике-актере. Или о старике-педагоге. Если актер играет, то царя (актер Коромыслов - царя Федора). Если учитель уходит на пенсию, то зовет на проводы ни мало, ни много - академика (бывший его ученик допрыгнул до державных высот). Если речь о евреях, то не ниже, как "вон у Молотова жена была еврейка". Если о шалаве, которая с кем только не переспала, чтобы пробиться в литературу, то переспала она, как она уверяет, со всем поэтическим олимпом, к тому же признается, что племянница Троцкого. А если возникает простой советский участковый, то фамилия его - Бандаберия. Словом, как ни уклоняйся, все равно за каждым углом - "драки престола". "Правители государства". "Растлители наций, народов, а может, и всего человечества". "Вижу там Ленина, Гитлера, Сталина, Мао, ну, и мельче шавки, бесконтрольные политики и их журналисты"... Как сказано в приложенных к роману стихотворениях З.К.Морного: "Мы пешки, играют маньяки, такая уж наша судьба". И даже так: "Вожди! О, проказа России! Избавиться нам не дано. Согнув под секирами выи, мы ждем окончанья кино". "Секиры" -- это скорее всего из последнего письма Бухарина. А "кино" -- это та фантастическая реальность (теперь говорят: "виртуальная"), которую сочиняют "их журналисты". Из "журналистов" вербуются, по Дружникову, и противники режима, столь же неуловимые, как та "проказа", которую они ненавидят. Диссиденты -ангелы, зеркально противостоящие правителям. Их существование неуловимо и фантастично, как существование их особо засекреченных противников, и оно кажется эфемерным, потому что эфемерна идеология. Может быть, если бы Дружников начал не так круто, его первый роман и его самого не постигла бы такая драматичная судьба. Но он начал именно так -- на второй странице романа об "ангелах" рассекретив код: "Девятка" -личные телохранители членов Политбюро и их семей". Ничего себе! Так что изъятье романа из советской литературы (и действительности) выглядит даже более логично, чем гипотетическое включение его в литературный процесс 70-х годов. Как этот роман подействовал бы на ситуацию, можно только гадать, но реально он присоединился к череде ярких полотен, ушедших в андеграунд и повлиявших на литературную ситуацию в России все-таки задним числом и от противного ("Раковый корпус" и "В круге первом" Солженицына, "Ожог" и "Остров Крым" Аксенова, "Верный Руслан" Владимова... Первым таким текстом стал "Доктор Живаго" Пастернака, последним чуть не стали "Дети Арбата" Рыбакова). На какую иглу, однако, нанизать дружниковских "Ангелов" сегодня? В 70-е годы они не вписываются уже хотя бы вследствие эффекта шарады. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|