Чтобы нам не забыть

Слово к моим спутникам

Добро пожаловать в странствие длиною в 365 дней сквозь годы становления истории адвентизма.

Я написал это библейское чтение, будучи твердо уверен, (1) что Бог вел Церковь Адвентистов Седьмого Дня в прошлом и продолжает вести сегодня, (2) что адвентизм есть не просто очередное вероучение, но это пророческое движение, (3) что главная опасность на пути Церкви в двадцатом веке заключена в забвении собственной сущности и, следовательно, утраты своего предназначения и цели существования. Отсюда и название: «Чтобы нам не забыть».

В отличие от большинства библейских чтений, которые делают упор на пробуждении и вдохновении мыслей, касающихся неких отрывков из Писания, «Чтобы нам не забыть» избирает исторический подход, имеющий целью просветить читателя на тему развития адвентизма и одновременно вдохновить. Такой целевой союз не так легко осуществить при помощи статей в одну страницу. Но я старался, невзирая на трудности, будучи убежден в слабом понимании членами Церкви вопросов адвентистской истории. Таким образом, должен признать, что цель этой книги состоит не только в духовном размышлении, но и в наставлении. В конечном же итоге, эти две стороны нераздельны. Любое истинное посвящение должно основываться скорее на фактах, чем на фантазиях. Список годовых чтений приложен в конце тома в хронологическом порядке как удобный справочник по пройденным темам.

Уверен, что чтения на этот год приблизят читателя и к Церкви, и к ее Господину. Более того, моя молитва о том, чтобы понимание водительства Божия среди Его народа в прошлом способствовало озарению и мужеству на нашем пути в грядущее ко Второму Пришествию.

Подготовка этого тома была бы невозможна без квалифицированной помощи моей супруги и редакторов издательской ассоциации «Ревью энд Геральд» Джеральд Уилер и Дженетт Джонсон.

Джорж Найт
Роуг Ривер, Орегон

“Нам нечего бояться в будущем, только бы не забыть путь, которым Господь вел нас, и Его учение в истории нашего прошлого”.

Елена Г. Уайт

Январь

1 января
Камни памяти

И двенадцать камней, которые взяли они из Иордана, Иисус поставил в Галгале и сказал сынам Израилевым: когда спросят в последующее время сыны ваши отцов своих:"что значат эти камни?", скажите сынам вашим:"Израиль перешел чрез Иордан сей по суше".

И. Нав. 4:20–22.

Это были не просто старые камни! Каждый имел свое особое значение. Это были камни памяти, камни истории.

Сами по себе они ничем не выделялись среди миллионов других на взгорьях Палестины. Но эти 12 указывали на нечто. Они оглядывались на опыт Божьего водительства в Израиле.

Библия есть историческая книга, основанная на событиях, берущих начало при Творении и вторжении греха и текущих сквозь Божий завет с Авраамом, Исход, израильский плен и его восстановление; воплощение и непорочное рождение Иисуса, Его безгрешную жизнь и смерть на кресте, воскресение и Второе Пришествие.

Таким образом, Библия является Книгой памяти о Божьем чудесном водительстве среди Его народа.

Теряя ощущение важности этих напоминаний, церкви попадают в беду. Оторвавшись от якоря на волю волн, они сбиваются с пути. В иудео–христианском мире утрата стези начинается забвением прошлого – точнее, забвением Божьего водительства в прошлом.

Когда это случается, христиане теряют чувство своей самобытности. И с самобытностью уходит и осознание собственной миссии и предназначения. В конце концов, если вы не знаете, кто вы относительно Божьего плана, что вы имеете сказать миру?

Христианская история насчитывает множество религиозных организаций, которые забыли свои истоки и, как результат, не имеют направления в будущем. И это искушение забвением весьма реально для адвентизма.

Не случайно Елена Уайт на склоне лет обращает своих читателей к этой теме. «Оглядываясь на нашу историю, — писала она, — вновь проследив каждый шаг от начала и до настоящего момента, я могу сказать: «Слава Богу!». Созерцая дела Божьи, я исполняюсь изумления и уверенности во Христе как Путеводителе. Нам нечего бояться в будущем, только бы не забыть путь, которым Господь вел нас, и Его учение в истории нашего прошлого» (ОЖ 196).

Как мы убедимся в этом году за время нашего путешествия по истории адвентизма, наша Церковь имеет свои камни памяти.

Находясь в опасности, мы пренебрегаем ими.

2 января
Дивные были времена – 1

А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение.

Дан. 12:4.

“Америка начала девятнадцатого столетия, — утверждает историк Эрнест Сандин, — была помешана на тысячелетнем царстве”. Христиане всех мастей верили, что они на пороге Царствия Божия.

Пугающее своей разрушительной силой лиссабонское землетрясение 1755 года обратило многие умы к идее конца света. Однако наиважнейший стимулирующий фактор коренится в событиях, связанных с Французской революцией 1790–х годов. Происходящие социальные, политические и религиозные процессы напомнили людям о библейском описании конца света. Жестокость и размах французской катастрофы направили взоры ученых по обе стороны Атлантики к библейским пророчествам Даниила и Откровения.

В частности, многие исследователи Библии вскоре стали проявлять интерес к временным пророчествам и к 1798 году. В феврале этого года генерал Наполеона Бертье вошел в Рим и лишил престола папу Пия VI. Так, для многих ученых–библеистов 1798 год стал опорной точкой для сведения мировой истории с библейскими пророчествами. Используя принцип толкования пророчеств «день за год», они усмотрели в пленении папы «смертельную рану» из Откровения 13:3 и исполнение пророчества о периоде в 1260 лет/дней из Даниила 7:25 и Откровения 12:6, 14 и 13:15.

Библейские ученые, пишет Сандин, верили, что теперь у них есть «контрольная точка в пророческой схеме Откровения и Даниила. Некоторые были уверены, что могут обозначить свое собственное местонахождение в открывшейся пророческой хронологии.»

В конце концов, многие предположили, что пророчество Даниила 12:4 приходит к своему исполнению. За шестьсот лет до рождения Христа пророк написал: “А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее (англ. перевод – будут читать снова и снова), и умножится ведение”. По причине этих событий, многие теперь приходили к убеждению, что они достигли “последнего времени”. Как никогда ранее, глаза библейских исследователей буквально «прочитывали снова и снова» пророчества Даниила, пытаясь обрести более ясное понимание последних событий. Конец восемнадцатого и начало девятнадцатого века ознаменовались беспрецедентным числом изданных книг на тему библейских пророчеств.

Библейские пророчества исполнялись. И дело не только в том, что люди как никогда раньше исследовали писания Даниила, но и знание этих пророчеств быстро росло. Это было время пророческого подъема.

3 января
Дивные были времена – 2

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Матф. 24:14

Изучение библейских пророчеств не было просто религиозной реакцией на Французскую революцию. Это было величайшее религиозное пробуждение, когда‑либо пережитое Америкой.

Начатое в 1790–х и достигшее 1840–х годов, Второе Великое Пробуждение, как ничто другое в истории молодой страны, способствовало превращению Соединенных Штатов в христианскую нацию.

Вместе с религиозным пробуждением, хлынула волна социальных и личностных реформ. Многие пришли к мысли, что политические и технологические достижения конца XVIII–начала XIX веков сделали доступным инструментарий для создания неба на земле. Возникли сотни реформационных движений за улучшение человеческого общества.

В начале девятнадцатого века реформационные сообщества появились почти во всех мыслимых областях человеческих устремлений. Это происходило в те десятилетия, когда кампании за устранение рабства, войны и употребления алкоголя стали важнейшими факторами американской культуры. Кроме того, возникали сообщества, продвигающие идеи народного образования, лучшего обращения с глухими, слепыми, умственно отсталыми и заключенными; идею равенства полов и рас; и т. д. Наряду с социально–ориентированными, встречались организации, выступающие за личностное совершенствование в области нравственности и здоровья – в том числе, Американское вегетарианское общество.