Диалоги (август 2003 г.) :: Гордон Александр
Страница: 3 из 123 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕВ ПАМЯТЬ О ТЕБЕ 29.06.10 - 12:55 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
То есть и наше, от греков, слово «иероглиф», «священное начертание», оно практически является калькой этого египетского «меду нечер».
Именно из Египта до нас дошли наиболее глубокие, сокровенные, религиозные тексты третьего тысячелетия до Рождества Христова. Это Тексты Пирамид. До того в пирамидах и гробницах практически ничего не писалось кроме ритуальных формул. И кроме так называемых заупокойных биографий. А до этого не писалось вообще ничего кроме имени. Первое, что стали записывать в египетских гробницах, это имя, это где-то 32 век до рождества Христова, конец 4-го тысячелетия, так называемая гробница У-Джа в священном Абидосе. Эти древнейшие тексты, безусловно, говорят о монотеистической направленности египетской веры. Но в то время говорили на очень непростом для нас, символическом и метафорическом языке, который в некотором роде знаком современному читателю лучше, скажем, по, германским эдам и сагам Скандинавии. Очень сложный текст, с наложенными одна на другую метафорами, которые тяжело уяснить. Отчасти то же самое мы встретим и в Ведах. Поэтому, более поздние тексты, тексты второго тысячелетия до Рождества Христова, здесь будут для нас наиболее очевидны. Я сейчас возьму текст 13-14-й династии, это папирус Булак. И вы послушайте, как звучит этот текст. Это гимн, молитва богу Творцу, тому самому, о котором Нора совершенно верно сказала, что много было иерофаний, много проявлений, но за всем этим стоял единый Творец. Никогда египтяне не говорили, что у мира много творцов. А по сути говоря, монотеизм от политеизма отличается тем, что монотеизм говорит о едином Творце, а политеизм вообще эту идею творения выносит за скобки. Он об этом не говорит, игнорирует проблему творения. Так вот очень древний гимн, 1775– 1675 год до Рождества Христова. Он звучит так: «Сладость Твоя в северном небе, добротой Твоей исторгаются души. Любовью Твоею слабеют руки. От красоты облика Твоего немеют персты. И в видении Тебя забывают о себе сердца. Ты единственный, сотворивший всё, что есть, сокрытый, единый, создавший всё сущее. Из очей Твоих произошли люди, а устами Твоими вошли в бытие боги. Создал Ты траву на пользу скоту и плод древесный для человека. Соделал Ты так, что имеет рыба жизнь в реке, а птица, паря в поднебесье. Ты даёшь дыхание тому, кто в яйце, жизнь сыну улитки. Комар живёт благодаря Тебе. Червь и муха по образу, который Ты дал им. Снабжаешь Ты всем потребным мышей в норах, даёшь жизнь летучим существам на каждом древне. Слава Тебе, сотворившему всё это, сокрытому, единому, со множеством рук, Бодрствующему ночью, когда все люди спят, взыскующему доброго для творений Своих. Сокрытый, пребывающий во всём. Полнота и высота небосклона. Ничтожны все молитвы, когда глаголют – слава Тебе, истощившему Себя нас ради. Привет Тебе, сотворившему нас. Хвала Тебе за всё творение твоё. Хвала Тебе за все чужеземные страны, От высоты небесной до преисподних земли, до бездн зелёного моря». Безусловно, это – монотеистический текст, по-моему, потрясающей силы. Если бы у нас было очень много времени, можно было бы читать много текстов. Это далеко не единственный. Э.К. Действительно, наверное, возникнет вопрос, а всё-таки, как нам быть с великим множеством египетских богов? Мы уже сказали и согласны совершенно, что это есть не что иное, как иерофания Творца. Но посмотрим на образный ряд. Ведь египтяне дали нам два великих явления их культуры. Это тексты письменные, по которым мы узнаём, что они думали, как они себе представляли мир. Но второе, не менее ценное, – это изобразительный ряд, который читается. Он читается и сам по себе, и порой, конечно, тексты дополняют образ, либо образ раскрывает то, что не совсем нам понятно в текстах. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|