Державин Гавриил Романович (1743-1816)
Державин совершил в русской поэзии подлинный литературный переворот. Писатели-современники, восторгались автором «Фелицы». Державин смело ломает рамки традиционных жанров и стилей, создает новые традиции, предваряя тем «пестрые главы» пушкинского «Евгения Онегина» и другие сложные жанровые образования XIX в. «Первым живым глаголом юной русской поэзии» назвал его В. Г Белинский. В XX в. интерес к творчеству Державина не ослабевает: Мандельштам под влиянием державинской «Грифельной оды» написал свою «грифельную оду», а Бродский создал стихотворение «На смерть Жукова» с прямыми реминисценциями из Державина.
«Певец Фелицы»
Державин Г.Р. Портрет работы В. Боровиковского. 1975 г.
Державин происходил из бедной семьи мелкопоместных казанских дворян. Он рано потерял отца и не смог получить систематического образования. В двадцать лет его призывают в Петербург на военную службу. Державин начинает с подражания образцовым русским поэтам, в первую очередь М В. Ломоносову и А. П. Сумарокову. Опираясь на русскую поэтическую традицию, Державин обращается с ней весьма вольно, допуская смешение различных жанров, и в результате находит свой путь в поэзии.
Стихотворения Державина начинают появляться в журналах. Однако настоящая известность приходит к поэту в 1873 г. с появлением знаменитой оды «Фелица», обращенной к Екатерине. Здесь тонкие похвалы императрице сочетались с острыми сатирическими выпадами против ее «мурз»- фаворитов, придворных. Поэт не побоялся задеть даже всесильного Потемкина. Литературный успех оды был велик: «певец Фелицы» признан крупнейшим поэтом современности. Вместе с тем «Фелица» навлекла на Державина ненависть осмеянных им «мурз», что вынудило императрицу отправить дерзкого поэта в почетную ссылку: он был назначен в глухую Олонецкую губернию, затем его переводили в Кемь и в Тамбов. Везде Державин пытался развивать энергичную просветительскую деятельность, но каждый раз резкий и вспыльчивый характер приводил к ссорам и скандалам. «Я тем... бесполезен, что горяч и в правде чорт»,-восклицает он в стихах этого периода. В конце концов, Екатерина назначила его своим личным секретарем и сама же жаловалась, что он «при докладах не только грубил ей, но и бранился». За время своих скитаний Державин всесторонне узнал русскую жизнь, которую затем отразил в своем творчестве.
Поэзия жизни
А. С. Пушкин высоко ценил творчество Г. Р. Державина. В 1815 г. на экзамене в Лицее состоялась единственная встреча юного поэта со знаменитым одописцем. «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду»,-вспоминал поэт. «Я прочел свои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина... Голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли».
Оды Державина разнообразны по тематике и стилю. Стремление очистить российскую государственность от «сора» побуждало поэта создавать сатирические произведения, обличавшие «злых князей мира». Такова ода «Вельможа», резкие выпады которой приближаются к пафосу радищевской «Вольности». Героика времени нашла выражение в победно-патриотических стихах. Победы Суворова отразились в ряде сочинений-одах «На взятие Измаила», «На взятие Варшавы», «На переход Альпийских гор» и др. Суворов у Державина-народный герой, эпический витязь-богатырь, бесстрашный в бою, великодушный к побежденным.
В стихах Державина появляются описания реального быта и пейзажа-живописные картины природы представлены, например, в «Осени во время осады Очакова», быт крестьян и «сельские забавы»-в послании «Евгению. Жизнь Званская». В духовных и философских одах поэт стремится понять Бога и свое место во Вселенной (ода «Бог»), размышляет о смерти («На смерть князя Мещерского», «Грифельная ода»), призывает «высший суд» («Властителям и судьям»). Итог своему творчеству Державин подводит в стихотворении «Памятник»- вольном переложении оды Горация: основной своей заслугой поэт считал умение «истину царям с улыбкой говорить». Поэзия Державина автобиографична: здесь появляется образ автора, возникают детали державинской биографии. Преодолев жанровые ограничения классицизма, создав новый тип лирического стихотворения, поэт «зажег блестящую зарю новой русской поэзии» (Белинский). Не случайно сам поэт в стихах завещал свою «ветху лиру» молодому поэту-романтику - В.А. Жуковскому.