БиблиотекаЯ авторСтудентуЖенский журналФорумАфоризмыАнекдотыОбоиПоздравленияСонникВ избранноеВопросы и ответы

Женитьба - краткое содержание

Основные действующие лица:

Агафья Тихонова - купеческая дочь, невеста.
Арина Пантелеймоновна - ее тетка.
Фекла Ивановна - сваха.
Подколесин - служащий, надворный советник.
Кочкарев - друг его.
Яичница - экзекутор.
Анучкин - отставной пехотный офицер.
Жевакин - моряк.

Подколесин, лежа у себя в комнате на диване, размышляет о том, что нельзя все время жить одному, наконец, надо и жениться. Сваха, Фекла Ивановна, ходит к нему вот уже три месяца, предлагая различных невест. Пришла и сейчас с рассказом об очередной девушке - Агафье Тихоновне. Подколесин спрашивает, что за Агафья Тихоновна - не сорокалетняя ли дева? Фекла уверяет его: "Коли женитесь, будете каждый день благодарить и похваливать". Затем принимается за описание приданого будущей невесты: каменного двухэтажного дома и огорода на Выборгской стороне. Расхваливает невесту: "Белая, румяная, как кровь с молоком, сладость такая, что и рассказать нельзя".

Приходит друг Подколесина Кочкарев, который сначала ругает Феклу за то, что она его женила, но с радостью берется за организацию свадьбы своего товарища. Требует у Подколесина сейчас же ехать к невесте, расписывает ему прелести женатой жизни: "Посмотри на свою комнату. Ну, что в ней? Вон невычищенный сапог стоит, вон лоханка для умывания, вон целая куча табаку на столе, и ты вот сам лежишь, как байбак, весь день на боку... а как будет у тебя жена, так ты просто ни себя, ничего не узнаешь: тут у тебя будет диван, собачонка, чижик какой-нибудь в клетке, рукоделье..."

Агафья Тихоновна гадает на картах. Приходит Фекла и рассказывает ей про женихов, которых она нашла для нее: "А славные все такие, хорошие, аккуратные". Первый жених, Балтазар Балтазарович Жевакин, служил на флоте. Следующий, Никанор Иванович Анучкин, "уж такой деликатный! а губы, мать моя, - малина, совсем малина! такой славный". Анучкин, по словам свахи, хотел, чтобы "невеста была хороша собой, воспитанная, чтобы и по французскому умела говорить"… "Да, тонкого повеленья человек, немецкая штука!" Агафья Тихоновна: "Нет, мне эти субтильные как-то не того... не знаю..." Фекла: "А коли хочешь поплотнее, так возьми Ивана Павловича. Уж лучше нельзя выбрать никого. Уж тот, не к ночи сказать, барин так барин: мало в эти двери не войдет, - такой славный... Только на квартире одна трубка стоит и больше никакой мебели". Выясняется также, что жениху лет пятьдесят; и фамилия его - Яичница. Еще один жених, Акинф Степанович Пантелеев - титулярный советник, "немного заикается только, но зато уж такой скромный", правда, пьет.

Подколесин с Кочкаревым едут к невесте, где встречают остальных женихов. Иван Павлович Яичница внимательно читает опись приданого: "Каменный двухэтажный дом...", "Флигеля два: флигель на каменном фундаменте, флигель деревянный..." Жевакин тем временем рассказывает Анучкину о качестве сукна на своем мундире. Арина Пантелеймоновна рассаживает гостей и спрашивает, по какой причине они "изволили одолжить посещением"? Иван Павлович уверяет: "По газетам узнал я, что желаете вступить в подряды насчет поставки лесу и дров". Жевакин говорит, что зашел случайно. Анучкин - оттого, что живет по соседству. Какое-то время все молчат. Наконец Иван Павлович решает продолжить разговор: "Странная погода нынче: поутру совершенно было похоже на дождик, а теперь как будто и прошло". Агафья Тихоновна: "Да-с, уж эта погода ни на что не похожа: иногда ясно, а в другое время совершенно дождливая. Очень большая неприятность". Жевакин начинает рассказывать про погоду на Сицилии, где стояла их эскадра. Анучкин с Кочкаревым поддерживают беседу. Наконец Яичница интересуется у Агафьи Тихоновны, в какой должности она хотела бы видеть своего мужа. Жевакин: "Хотели ли бы вы, сударыня, иметь мужем человека знакомого с морскими бурями?" Кочкарев возражает, что лучший муж - это человек, который "один почти управляет всем департаментом". Анучкин на это заявляет, что хотя и служил в пехотной службе, но умеет, однако ж, ценить обхождение высшего общества.

Агафья Тихоновна говорит тетушке: "Мне стыдно, право стыдно, я уйду... Тетушка, посидите за меня" и убегает. Арина Пантелеймоновна и Фекла уходят вслед за ней.

Яичница: "Вот тебе на, и ушли все! Это что значит?" Фекла появляется снова и просит женихов прийти вечером на чашку чаю. Те начинают обмениваться мнениями о невесте. Иван Павлович говорит, что у Агафьи Тихновны нос велик. Анучкин сомневается: говорит ли невеста по-французски? Подколесин постепенно приходит к выводу, что Агафья Тихоновна ему не нравится: "Да так, как-то не того: и нос длинный, и по-французски не знает". Кочкарев разубеждает Подколесина, объясняя, что другие женихи его просто хотят отвадить.

Агафья Тихоновна, оставшись одна, раздумывает, на ком ей из четырех женихов остановить свой выбор: "Право, такое затруднение - выбор! Никанор Иванович недурен, хотя, конечно, худощав; Иван Кузьмич тоже недурен. Иван Павлович тоже хоть и толст, а ведь очень видный мужчина. Прошу покорно, как тут быть? Балтазар Балтазарыч опять мужчина с достоинствами. Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась". Кочкарев уговаривает Агафью Тихонову прогнать всех женихов и отдать предпочтение Подколесину: "Да вы только посудите, сравните только: это, как бы то ни было, Иван Кузьмич; а ведь то, что ни попало: Иван Павлович, Никанор Иванович, черт знает что такое!.. Драчуны, самый буйный народ". Невеста соглашается сделать выбор в пользу Подколесина, а остальным отказать под тем предлогом, что еще слишком молода для замужества.

Иван Павлович Яичница, придя вечером самым первым, требует у Агафьи Тихоновны сказать напрямик, выйдет она за него или нет? Та отговаривается: "Я еще очень молода-с... не расположена еще замуж". Яичница возмущен: "А сваха тогда зачем хлопочет?" Приходит за ответом Анучкин: "Может быть, я, сударыня, ранее, чем следует и повелевает долг приличия…" Растерявшись, Агафья Тихоновна велит обоим убираться вон.

Входит Кочкарев. Яичница жалуется ему на странное поведение невесты. Кочкарев объясняет, что невеста - дура, дом ее на самом деле не каменный, а деревянный, да еще и заложен. Вдобавок, Агафья Тихоновна не знает ни слова по-французски. Раздосадованные женихи уходят. Появляется Жевакин. Довольный Кочкарев, смеясь, заявляет, что он женит не хуже любой свахи. Тогда Жевакин начинает просить Кочкарева, чтобы тот помог ему жениться на Агафье Тихоновне. Кочкарев пытается отговорить его: "Да ведь вы слышали, у ней приданого ничего нет", затем обещает помочь, если Жевакин сейчас уйдет домой и будет ждать там исхода дела.

Появляется Агафья Тихоновна. Она спрашивает у Кочкарева, где же третий жених, Балтазар Балтазарович? Жевакин тем временем подслушивает разговор. Кочкарев отвечает, что Балтазар Балтазарович дурак и пьяница. Жевакин выходит и начинает возмущаться такой характеристикой в свой адрес. Оставшись с Агафьей Тихоновной один на один, просит ее не верить Кочкареву. Девушка отвечает, что у нее болит голова и уходит.

Жевакин: "Ушла! Престранный случай! Вот уж, никак, в семнадцатый раз случается со мною, и все почти одинаковым образом: кажется, эдак сначала все хорошо, а как дойдет дело до развязки - смотришь, и откажут".

Появляются Подколесин и Кочкарев. Кочкарев уверяет друга, что невеста от страсти к Подколесину просто кипит. Входит Агафья Тихоновна. Кочкарев: "Ну, я оставляю вас в приятном обществе! Я на минуточку загляну только к вам в столовую и на кухню; нужно распорядиться: сейчас придет официант, которому заказан ужин; может быть, и вина принесены... До свиданья!" Подколесин пытается завязать беседу с невестой: "Вы, сударыня, любите кататься?" Агафья Тихоновна: "Как-с кататься?" Подколесин: "На даче очень приятно летом кататься в лодке". Далее ведут беседу о погоде, цветах и т. д. Наконец Подколесин берет шляпу, раскланивается и уходит.

Агафья Тихоновна, оставшись одна: "Какой достойный человек! Я теперь только узнала его хорошенько; право, нельзя не полюбить: и скромный, и рассудительный... Какой превосходный человек! Пойду расскажу тетушке".

Кочкарев уговаривает Подколесина не откладывая дела ехать уже через час под венец. Тот отказывается, говорит, что ему нужен хотя бы "месяц роздыху". Они ругаются. Подколесин уходит. Кочкарев хочет бросить затею с женитьбой, но потом решает: "Ну был ли когда виден на свете подобный человек? Эдакой дурак!.. Пойдет к себе на квартиру и будет лежать да покуривать трубку... Так вот нет же, пойду нарочно ворочу его, бездельника!" Входит Агафья Тихоновна: "Уж так, право, бьется сердце, что изъяснить трудно. Везде, куды не поворочусь, везде так вот и стоит Иван Кузьмич. Точно, правда, что от судьбы никак нельзя уйти".

Приходит Подколесин и делает Агафье Тихоновне предложение. Та соглашается. Подколесин требует, чтобы венчание было немедленно. Кочкарев сообщает, что уже пригласил гостей, которые ждут их в церкви. Невеста уходит переодеться в свадебное платье. Подколесин, оставшись один: "Однако ж что ни говори, а как-то даже делается страшно, как хорошенько подумаешь об этом. На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя, и уж после ни отговорки, ни раскаянья, ничего, ничего - все кончено, все сделано. Уж вот даже и теперь назад никак нельзя попятиться: чрез минуту и под венец; уйти даже нельзя - там уж и карета, и все стоит в готовности. А будто, в самом деле, нельзя уйти?" Подходит к окну, прыгает и зовет извозчика: "На Канавку, возле Семеновского мосту".

Агафья Тихоновна, Фекла и Кочкарев ищут Подколесина. Горничная рассказывает, что он выпрыгнул в окно и уехал. Арина Пантелеймоновна с Феклой принимаются бранить Кочкарева. Тот собирается бежать с тем, чтобы вернуть жениха. Фекла на это: "Да, поди ты, вороти! Дела-то свадебного не знаешь, что ли? Еще если бы в двери выбежал - иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно - уж тут просто мое почтение!".