Философия – вопросы, направления и школы
Считается, что о точных науках – математике, физике, химии – могут говорить только профессионалы в этих областях. Они могут написать и добавить научную публикацию в любой журнал для того, чтобы просветить людей. И это конечно, правильно.
Но при этом о гуманитерных науках: философии, истории, литературе - берутся рассуждать все. Давайте попробуем к ним присоединиться.
В направлениях философии - основным вопросом считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к сознанию (мышлению).Материя и сознание (дух) — две противоположные характеристики бытия.
Бытийная сторона вопроса (так называемая онтологическая) звучит так: что первично – материя или сознание?
Познавательная же сторона вопроса (или гносеологическая) спрашивает: что первично в познании, и познаваем, или непознаваем окружающий мир?
Основные направления философии выделяются в зависимости от этих сторон вопроса – бытийной и познавательной – и называются материализмом и идеализмом. А также эмпиризм и рационализм.
Направления, выделяемые при рассмотрении бытийной стороны вопроса, включают в себя: объективный и субъективный идеализм, материализм и вульгарный материализм, дуализм и деизм.
К познавательной стороне относятся: гностицизм и агностицизм, эмпиризм и рационализм.
Бытийную сторону в философии представляют идеализм, материализм и дуализм.
Сторонники материализма считают, что первичной является материя. Они утверждают, что материя существует независимо от сознания и мыслящих созданий. Они также утверждают, что она для своего существования не нуждается ни в чем кроме себя, то есть материя – самостоятельная субстанция. Она развивается и существует по своим собственным законам.
Сознание – или дух – не является самостоятельной субстанцией. Сознание определяется бытием (материей).
Материализм традиционно опирается на точные науки – физику, химию, математику и другие – и может логически доказать многие положения сторонников материализма.
Особое направление в материализме – так называемый вульгарный материализм. Представители этого направления игнорируют сознание как реальную сущность, они отвергают также его возможность влиять на материю и слишком увлечены исследованиями свойств материи с точки зрения точных наук.
Основным направлением в философии материализм являлся во Франции восемнадцатого века, буржуазной Англии семнадцатого, а также во всех социалистических странах двадцатого века, включая и СССР.
Сторонник идеализма первичным в отношении материи и сознания считают сознание.
Здесь отмечают два отдельных направления – объективный и субъективный идеализм. Основатель объективного идеализма – Платон.
Итак, идеалисты утверждают, что – только идея существует реально, что
идея – первична, а вся окружающая нас действительность делится на мир вещей и мир идей. (Мир вещей – это материальный мир, не имеющий самостоятельного существования, он воплощает собой мир идей).
Они также утверждают, что мир идей существует отдельно от нашего сознания.
В отличие от объективного идеализма субъективный (основоположник – Юм) считает, что мир существует только в сознании индивидуума. Идея существует в сознании человека. Идеи всех материальных вещей также реально существуют только в разуме человека.
И также – ни материи, ни идей не существуют вне сознания человека.
Идеализм был распространен в древней Греции и в средние века, а сегодня – в США и странах Западной Европы.
Есть также «промежуточные» направления в философии – дуализм и деизм.
Дуализм говорит о том, что материальная и духовная – две реально существующие, противоположные, независимые друг от друга, и в это же самое время - взаимосвязанные между собой субстанции. В человеке одновременно соединены материя и сознание.
Сторонники дуализма также утверждают, что все в мире является производным либо от одной, либо от другой – например, любая вещь производная от материи, а идея – от духовной субстанции.
Они также говорят о том, что основного вопроса в философии вообще не существует, потому, что и материя и сознание всегда существуют и дополняют друг друга.
Что же касается деизма – то его сторонники признают наличие Творца, однако они считают, что он, создав мир, в его развитии больше не участвует. Материю они считают «одухотворенной» и не противопоставляют ее сознанию.
Познавательная сторона – направления эмпиризм и рационализм.
По утверждениям эмпиристов только опыт и ощущения лежат в основе познания: в наших мыслях всегда присутствует опыт прошлых переживаний.
Основная же идея рационализма в том, что знание непосредственно выводится из разума и никак не зависит от прошлого опыта. Они утверждают, что реально лишь сомнение, а сомнение – порождение разума, а также существуют аксиомы, не нуждающиеся в доказательствах. Основоположником рационализм был Декарт.
Особое направление – иррационализм, согласно которому мир не логичен, наполнен хаосом и никогда не сможет быть познан разумом.
Вопрос о первичности бытия и сознания до сих пор не решен, несмотря на возникшие и развившиеся такие различные направления философии. Считается, что вопрос этот остается неразрешенной философской проблемой.
Что касается школ – то их существовало великое множество, и они существенно различались своими учениями. Так, в Древней Греции школами назывались организации, связанные между собой и существующие на протяжении столетий. Цель их состояла не столько в обучении, сколько в совместном философствовании. Древнейшей материалистической школой в Греции была Милетская – ее первые представители появились в шестом веке до нашей эры.
Различные учения школ противоречили друг другу, и в результате развивался скептицизм. Скептические философы – отрицатели старых идей - получили название софистов. Против этого учения выступал Сократ со своей нравственной философией. Софисты же видели в Сократе своего соперника и врага.
Элейская школа – пятый-шестой век до нашей эры – послужила одним из главных источников идеализма Платона.
В период средневековья философскими школами являлись монашеские ордены (доминиканцы, францисканцы и другие) и некоторые известные монастыри.
В наше время школами называют определенные философские направления – например, кембриджская, венская и так далее – по названию учебных заведений.
15.09.2010 - 12:28:07