Статьи, эссе :: Цветаева Марина
Страница: 2 из 135 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕУлыбку не прячешь. 13.05.10 - 05:18 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Не все погибло! — Есть воспоминание. Музыкой юности, вызванной властью воспоминаний, звучат стихотворения «Одиночество» и «Первые встречи». В них оживает убитое жизнью волшебство. Перед нами образ двух сестер, слышавших когда-то первые клятвы поэта; тенистый сад перед нами — сад его юности. Мы ведь дети, все мы дети, мотыльки вокруг огней! Много ликов у волшебства. Всех времен оно, всех возрастов и стран. Видеть его лишь в тонких чертах шестнадцатилетних — ошибка. Юность равна волшебству, но волшебство — не только юности. Не юноша и девушка перед нами в стихотворении «Встреча». О этот крик желанья пленного! Но уже первые строки заставляют нас сжать руки и широко раскрыть глаза: О эти встречи мимолетные На гулких улицах столиц! Шум экипажей, блеск витрин, смена лиц, и среди нескольких лиц вдруг одно на миг единственное, — вот оно, волшебство улицы! Кто она, эта незнакомка? Не все ли равно! Из глаз ее глядят неповторимое и тайна. Улица — самое любимое Брюсовым проявление волшебства. Ее холод лишь для тех, чьи глаза не зажигаются от фонарей и витрин, чье сердце не зажигается с глазами. Горят электричеством луны На выгнутых, длинных столбах… Β этом стихотворении — все волшебство городской весны. Прочтите его вы, отрицающий музыку в душе и стихах поэта. Прочтите вслух эти строки: Как тихие звуки клавира Далекие рокоты дня… Что может быть ближе к самим звукам клавира, чем эта строка о них? Слово «клавир» сразу переносит нас в Германию, страну лучших сказок. Ей обязан Брюсов другим своим прекрасным стихотворением: Помню вечер, помню лето, Рейна полные струи… Зеленоватый Рейн с повторенными у берегов башнями старого Кельна и сверкающими вдали парусами; темная зелень виноградников; «песня милой старины…». О, волшебство старой Германии! О, Heinrich Heine! Мысль о Германии наводит меня на волшебство вагона. Мчится поезд. За окнами ночь. В еле освещенном купе чьи-то зеленые глаза: И было ль то влиянье Качания и тьмы, Но было там влиянье, В котором никли мы… И вновь перед нами двое чужих, соединенных на миг волшебством ночи и вагона: И чьи-то губы близились Во тьме к другим губам, И чьи-то губы сблизились, — Иль снилось это нам? Снилось ли? Лучше так! Кто знает, какими оказались бы при ровном дневном свете эти зеленые глаза? Нет мечтательней любви, покинутой волшебством! И на вопрос поэта своей Миньоне: Как объяснишь, что покинуло нас! — есть только один ответ: сердце любви — волшебство! Лихорадочное биение этого сердца слышим мы в стихотворении «Который раз». Будет миг, как долгий сон, Качать, баюкать нас. Я странно счастлив, я влюблен… Влюблен! — который раз! Каким прекрасным было бы это стихотворение без последней строфы: И в стройных строфах вновь мечты Поют — который раз А месяц смотрит с высоты — Веков холодный глаз. Такой конец разрушает все. До стройности ли строф, когда любишь? И может ли месяц быть для влюбленного лишь холодным глазом веков? Нет печальней поэта в последней — главной — строфе, покинутого волшебством! Но вот уж опять оно нахлынуло волнами «Бала»: Забвенье, и круженье, и движенье Вдаль, без возврата… Еще несколько слов о волшебном из волшебных стихотворений поэта — «Встреча» («Близ медлительного Нила»). Из него нельзя приводить отдельных строк, как нельзя из груды драгоценных камней выбрать один лучший. Приходится, как дети, говорить: «все лучше» — и брать все. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|