У истоков нового сознания :: Мотяшов Игорь
Страница: 6 из 7 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕВ ПАМЯТЬ О ТЕБЕ 29.06.10 - 12:55 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
"Существенность" Лукьяновых, Мамики, Окентия, Федота Безматерных, многих других простых русских людей, которые встречаются Акимову и Кате на сибирских путях-перепутьях, - в глубине и нерасторжимости их связей с реальными, земными основами народного бытия, с наиболее здоровыми и потому плодотворными и перспективными проявлениями и тенденциями народного духа, из которых исходит и на которые опирается большевистская правда. Профессиональные революционеры, годами живущие на нелегальном положении, лишенные обстоятельствами или из-за идейного расхождения с родными тепла собственного домашнего очага, Акимов и Катя чрезвычайно остро чувствуют в "существенных" персонажах романа еще и органически свойственную им положительную, надежную, уютную "домашность", вне которой едва ли может вполне осуществиться идея коммунизма как такого общества-дома, где каждый будет не временщиком, а хозяином. Коммунистическое сознание потому и является высшей ступенью духовно-нравственной эволюции человека, что необходимо вбирает, ассимилирует всю мудрость и достижения человеческого духа в прошлом и настоящем. И нравственно-поведенческую "существенность" Лукьяновых, Мамик, Окентиев, Федотов Федотовичей. И добытое самоотверженным пытливым трудом конкретное знание Лихачевых. И неистребимое, не зависящее от внешних условий стремление молодости познавать, учиться, двигаться вперед, овладевая тайнами окружающего мира и совершенствуя себя самого, которое так убедительно являют в романе Акимов и Катя, используя каждую минуту вынужденного "отдыха" от дел партийных, политических для научных исследований, географического и социального изучения края, куда привела их революционная судьба. И вот что еще важно. Великий русский ученый, основоположник научной космонавтики К. Э. Циолковский пророчески утверждал, что в эпоху освоения человечеством космического пространства люди, с высоты своего нового опыта, сумеют по-новому взглянуть на Землю и по достоинству оценят ее красоту. Роман Г. Маркова "Сибирь" писался в те годы, когда космические полеты уже не казались чудом, а космонавты, совершающие кругосветное путешествие за несколько десятков минут, любовно и совсем по-домашнему нарекли нашу планету "шариком". Каждый из нас в то время, привычно рассматривая земные ландшафты с десятикилометровой высоты из иллюминатора реактивного лайнера, может быть, впервые во всей трагической неотвратимости осознал, сколь уязвим и беззащитен наш "шарик" с тончайшей пленочкой жизни на его поверхности перед угрозой мгновенного ядерного испепеления или замедленной экологической гибели. Вероятно, это и было началом массового рождения новой психологии, той, которую предвидел Циолковский и предчувствием которой пронизаны в "Сибири" слова профессора Лихачева о том, что "планета только кажется непостижимо обширной, на самом же деле это самообман". Как показывает Г. Марков, новое осознание реальности, ее тенденций и перспектив еще на заре века было присуще самым чутким и проницательным умам России, в первую очередь Ленину и его ближайшим соратникам по партии. Как мы теперь понимаем, основу этого нового мышления составляло почти физическое ощущение стремительности научно-технического прогресса, глобальности неминуемых и скорых социально-политических и экономических сдвигов и потрясений, чувство личной причастности к судьбе планеты Земля. Так появился роман об изменении пространств во времени силой человеческого провидения, ума, воли и доброты. Об ответственности человека перед историей и перед миром. Став заметным явлением в советской литературе начала 70-х годов, роман Г. Маркова отразил общий подъем крупных эпических форм в искусстве социалистического реализма. Наряду с появившимися в те же годы романами К. Симонова, Ю. Бондарева, И. Мележа, Ф. Абрамова, И. Шамякина, О. Гончара, В. Бубниса, В. Липатова, повестями В. Распутина, Ч. Айтматова, В. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|