Жизнь без нас (Стихопроза) :: Битов Андрей
Страница: 7 из 7 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕТуманом бесконечности сокрыта, 12.09.10 - 20:15 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
И как, в таком случае, обстоит с Петербургом? На случай, если он утонет? Как ни странно, несмотря на наличие великого образа, выстроенного Петром и Пушкиным, несмотря на всю "петербургскую линию" в русской литературе, культуре и истории, в "окно" это все еще слабо видно Европу, еще меньше, быть может, виден с Запада Петербург. Само собой: заглядывая в окно и выглядывая из окна, мы видим принципиально разные вещи. А образ на то и образ - вещь несущественная, нематериальная: ему отлететь едва ли не легче, чем потонуть городу. В режиме советского времени, в сталинском загоне, культурное описание Петербурга-Петрограда-Ленинграда было остановлено, стало "дореволюционным", но и те книги не переиздавались; все, бессознательно и сознательно, склонялось к забытью. Забытье ведь - необходимое условие разрушения. Переиздание книг по Петербургу в последние годы гласности показало парадоксальную бедность ряда: Анциферов, Курбатов... Практически нет по Петербургу книг. Петербуржцу приходится заглядывать в то же мутное, непромытое окошко уже не Петербурга, а интуристского справочника, как и иностранцу. Оказывается, именно простую, а не гениальную работу сделать в России труднее всего. Чтобы точно, пропорционально, профессионально, а не только лишь тонко или блестяще. Так что самое время, если уже не поздно, спешить описать Петербург. Вопрос о том, сам ли пишет Соломон Волков, следует поставить иначе: сам ли он не пишет? Действительно, что он написал сам? Петербург есть, Ахматова была, и Шостакович, и Баланчин, и Бродский есть... Но и русский язык был до Даля, Ушакова, Фасмера. И пирамиды стояли до Шампольона, как продолжают стоять после него. И стояли бы они без него, если бы его не было? Ведь это именно он не дал их доворовать. И где без Шлимана Троя? Один стоит в камне, другой растворился в звуке, третий испарился в танце. Это они ничего не написали сами. Слишком популярной стала сентенция Булгакова, что "рукописи не горят". Как только была опубликована. Словно она одна и не сгорела. Не заговаривал ли автор свой роман этой колдовскою фразой? Не уговаривал ли? Не умолял ли... но кого? Никого рядом не было, кроме вдовы. Где и как не сгорели "Воронежские тетради"? О, вдовы! Софья Андреевна, Анна Григорьевна... Елена Сергеевна, Мария Александровна... Надежда Яковлевна. Вот поворот. Но ведь и Анна Андреевна - вдова! Сама культура вдовствовала. Мне уже приходилось писать о "Показаниях" Шостаковича в том смысле, что он почему-то именно Соломону Волкову их дал. И Баланчин никогда ни перед кем не "кололся"... В чем дело? Что, Соломон умнее, красивее, честнее всех, что ли? Один талант, возможно, есть: умение слушать. Более редкий, чем говорить и писать. И другой: рукопись у него не сгорит. Ему можно довериться, как вдове. Господи, как одиноки города и люди! 3 января 1996, Переделкино. 1 Написано к двухтомнику "Сентиментальных повестей", выпущенному к столетию Мих. Зощенко (М. 1994). 2 Написано по поводу выхода книги Соломона Волкова "Культурная история Санкт-Петербурга" (Нью-Йорк. 1995). |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|