Энциклопедический словарь (Л) :: Брокгауз Ф. А.
Страница: 5 из 252 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕЯ не прощу тебе пустоты одиночества 30.06.10 - 05:30 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Нравственная жизнь начинается в элементарной форме выработкою представления о личном достоинстве и стремлением воплотить его в жизни; она получает прочную основу, когда человек сознает, что процессу этой жизни присуще развитие, вырабатывает в себе способность наслаждения собственным развитием и потребность развиваться. По самой сущности этого процесса с ним нераздельна критика. Дальнейшим признаком нравственного убеждения является требование нравственности общественной, заключающейся в укреплении и расширении общественной солидарности. Отсюда признание за другими личностями человеческого достоинства и требование поступать с ними сообразно их достоинству. Вся этика исчерпывается основными понятиями достоинства, развития, критического убеждения и справедливости. Для развитого человека они так же определенны и обязательны, как понятия геометрии. Социология исследует формы проявления, стремления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями и потому охватывает, с одной стороны, все животные общества, в которых особи выработали в себе некоторую степень индивидуального сознания, с другой — не только существующие уже формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное, а вместе и более справедливое общежитие, и те практические задачи, которые вытекают из стремления осуществить эти идеалы. Прогрессом Л. считает одновременное усиление сознательных процессов в особи и солидарности в обществе. Прогрессивное движение прочно лишь. тогда, когда интересы большинства совпадают с убеждениями наиболее развитого меньшинства. История, как процесс, есть процесс развития, обусловленный положительным или отрицательным проявлением прогресса. История, как наука, есть отыскание закона последовательности в развитии индивидуального сознания и в фазисах солидарности между личностями. Главная ее задача — отделение для каждой эпохи, в области сознания и солидарности, характеристических черт от переживаний старого и от зародышевых состояний нового. О Л. см. Антонович, «Два типа современных философов» («Совр.» 1861, 4); Д. Писарев, «Схоластика ХIX в.» ("Рус. Сл. " 1861, 5); Н. Шелгунов, «Историческая сила критической личности» («Дело», 1870, 11); П. Щебальский, в «Русском Вестнике» (1871, 2); А. А. Козлов, в «Знании» (1871, 3); С. Южаков, «Субъективный метод в социологии» («Знание», 1873, 10); П. Никитин (Ткачев), «Роль мысли в истории» («Дело», 1876, 9 и 12); В. А. Попов, «О самозарождении организмов» («Прав. Собес.» 1877, 5); В. К., «Позитивизм в русской литературе» («Рус. Бог.» 1889, 4-е); Н. Г. Дебольский, «О высшем благе» (стр. 2 — 7, 26 — 31); J. Kolubowsky, «Philosophle in Russland» («Zeitschr. f. Philos.», т. 103).
Лавр Лавр — Лавровый венок или ветвь Л., со времен греко-римской древности — символ славы, победы или мира. Триумфаторы надевали лавровый венок; суда победителей украшались лаврами. В торжественных случаях весь народ венчался Л.; жрецы при жертвоприношениях одевали лавровые венки. А. был посвящен Аполлону, в объяснение чего создался миф о Дафне; в пифийских играх Л. был наградою победителю, и им же награждали «любимцев Аполлона» — поэтов. Этим отношением между Аполлоном и Л. объясняется и приписывание Л. пророческого дара: его ели жрецы, чтобы узнать будущее (лавроеды). Существовало также убеждение, что Л. спасает от молнии. Лаг Лаг — прибор для определения скорости корабля. Простейшего устройства Л. состоит из деревянного прямоугольного сектора, радиусом около 15 стм. В дуге сектора врезывается свинцовая пластинка такой величины, чтобы сектор углублялся в воду почти до 2/3 своей высоты. В вершине сектора приплеснивается конец тонкой веревки около 100 саж. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|