Добрыня и Змей :: Славянский эпос
Страница: 13 из 17 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕТуманом бесконечности сокрыта, 12.09.10 - 20:15 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Постоял тут ведь Добрыня мало времечки, А не темные ли темени затемнели, Да не черные-то облаки попадали, А и летит-то летит погана змея, А и несет змея да тело мертвое, Тело мертвое да богатырское. А и увидала-то Добрынюшку Никитича, А и спускала тело на сыру землю, Этта начала с Добрыней драться-ратиться. А и дрался Добрыня со змеею день до вечера, А и змея-то ведь Добрыню побивать стала; А и напомнил он наказанье родительско, А и вынимал платок да из карманчика, А и приобтер-то Добрыня очи ясные, Поприобтер-то Добрыня личко белое, И уж бьет коня да по тучным ребрам: «А ты, волчья выть да травяной мешок! Что ли ты по темну лесу да ведь не хаживал, Аль змеинаго ты свисту да не слыхивал?» А и его добрый конь да стал поскакивать, Стал поскакивать да стал помахивать Лучше старого да лучше прежнего Этта дрался тут Добрыня на другой-от день, А и другой-от день да он до вечера, А и проклятая змея да побивать стала. А и напомнил он наказанье родительско, Вынимал-то плетку из карманчика, Бьет змею да своей плеточкой,– Укротил змею, аки скотинину, А и аки скотинину да крестиянскую. Отрубил змеи да он вси хоботы, Разрубил змею да на мелки части, Распинал змею да по чисту полю. А и заходит он в пещеры во змеиные, А во тех ли во пещерах во змеиныих А раскована там дочка княженецкая, В ручки, в ножки вбиты гвоздия железные. А там во печерах во змеиныих А не много ли не мало да двенадцать всех змеенышов; А и прибил-то ведь Добрыня всех змеенышов, А и снимал он со стены да красну девушку, Приходил Добрыня на зеленый луг, К своему Добрыня коню доброму. А и садился ведь Добрыня на добра коня, Приезжает-то Добрынюшка ко стольнему ко городу ко Киеву А и ко ласкову ко князю ко Владимиру, А и привозит князю дочику любимую. А и за тую-то за выслугу великую Князь его нечим не жаловал; Приезжает-то Добрынюшка во свой-от дом, А застал коня во стойлу лошадиную, Насыпал коню пшены да белояровой. А и заходит-то Добрыня в нову горницу, Этта тут Добрыня опочив держал. Этта тым поездка та решилася. * * * Второй вариант текста дан по изданию: Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом , летом 1871 года. М.; Л., 1949-1951. Т.1. № 59 . Помимо отзвуков борьбы с внешними врагами, угонявшими русских пленников ( см. «Поход Владимира на болгар») былина, возможно, отразила переосмысленные припоминания об утверждении христианства в Киевской Руси при активной роли исторического Добрыни. В Днепре и реке Почайне крестили киевлян в 988г.; Добрыня был организатором крещения новгородцев в 989 г., при этом был свергнут в реку Волхов идол громовержца Перуна, с которым приводимая ниже народная легенда связала образ змея. Мотив борьбы с летающим змеем восходит к глубокой древности и присутствует в фольклоре многих народов. Примечания С.Н. Азбелева Вариант 4 Начало сюжета – в былине о Маринке Матушка Добрынюшке говаривала, Матушка Никитичу наказывала: – Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич! Ты не езди-тко на гору Сорочинскую, Не топчи-тко там ты малыих змиенышов, Не выручай же полону там русскаго, Не куплись-ко ты во матушке Пучай-реки; Тая река свирипая, Свирипая река сама сердитая: Из-за первоя же струйки как огонь сечет, Из-за другой же струйки искра сыплется, Из-за третьеей же струйки дым столбом валит, Дым столбом валит да сам со пламенью.- Молодой Добрыня сын Никитинич, Он не слушал да родители тут матушки Честной вдовы Офимьи Олександровной, Ездил он на гору Сорочинскую, Топтал он тут малыих змеенышков, Выручал тут полону да русскаго. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|