Добрыня и Змей :: Славянский эпос
Страница: 8 из 17 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕЗавален снегом мой балкон, 13.05.10 - 05:18 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
А у нас-то с тобой записи написаны Да у тою ли у славною Пучай-реки, Не съезжаться б нам в роздольице чистом поли, Нам не делать бою-драки-кроволития Да промеж собой бы нам великаго, Ты приехал ко горам да Сорочинскием, Потоптал ты малыих змеёнышов, Выпущаешь полона отсюль расейскии, Увезти хотишь Забавушку Путятичну.- Говорил-то ей молоденькой Добрынюшка: – Ай же ты, змеинищо проклятая! А и когда ты полетела от ПучаЙ-реки, Да зачим жо ты летела через Киев-град? Да почто же ты к сырой земли припадала? Да почто же унесла у нас Забавушку Путятичну? Брал-то ю за ручушки за белыи, Да за ней брал за перстни за злаченыи, Да повел-то ю из нор он из змеиныих. Говорил Добрыня таковы слова: – Ай же полона да вы расейскии! Выходите-тко со нор вы со змеиныих, А и ступайте-тко да по своим местам. По своим местам да по своим домам.- Как пошли-то полона эты расейскии А и со тых со нор да и со змеиныих, У них сделался да то и шум велик. Молодой-то Добрынюшка Микитинец, Приходил Добрыня ко добру коню, А и садил-то ён Забаву на добра коня, На добра коня садил ю к головы хребтом, Сам Добрынюшка садился к головы линем, Да и поехал-то Добрыня в стольнё Киев-град. Он приехал к князю на широкой двор, Да и сходил Добрыня со добра коня, Опущает он Забавушку Путятичну, Да повел в полаты в белокаменны, Да он подал князю ю Владимиру Во его во белыи во ручушки. А тут этоёй старинушки славу поют * * * Былинная биография Добрыни Никитича разработана в русском эпосе не менее тщательно, чем Ильи Муромца. Есть былины о рождении и детстве Добрыни, о его женитьбе на богатырше-полянице, о его знакомстве с Ильей Муромцем, о конфликте с Алешей Поповичем. Известно имя Добрыниной матери – Амельфа Тимофеевна; отца – Никита Романович; жены – Настасья Микулична; тетушки – Авдотья Ивановна, даже «матушки крестовой» – Анны Ивановны. В отличие от Ильи Муромца Добрыня Никитич имеет вполне реального исторического прототипа – это знаменитый дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода киевский Добрыня, рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других летописных источниках. (Подробный и наиболее полный свод всех сведений об этом историческом Добрыне приведен в книге: Добрыня Никитич и Алеша Попович. М., 1974. («Литературные памятники».) Но существует и другая версия, согласно которой былинный Добрыня – собирательный образ, вобравший, черты многих древнерусских Добрынь. «С домонгольской Русью,– отмечает современный исследователь Ю. И. Смирнов,– летописи связывают по крайней мере семь Добрынь: в сведениях по X в. упоминается несколько раз Добрыня, дядя Владимира I Святославича; по XI в.– Добрыня Рагуилович, воевода новгородский, по XII в.– Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, архиепископ новгородский. Выбор достаточно велик – почти четыре столетия, и теоретически нельзя исключить никого из этих «прототипов» или сводить всех Добрынь к первому из них, как это часто делается».; Здесь речь идет о временах домонгольской Руси, но и позже, в XV-XVII веках (по «Ономастикону» С. Б. Веселовского); это имя оставалось в числе самых распространенных. При этом надо еще учитывать, что оно относится к числу «некалендарных» имен, которого не могли дать при крещении. А это значит, что для всех перечисленных выше Добрынь оно было или вторым – языческим именем, или же, что более вероятно, прозвищем, полученным за определенные человеческие качества: доброту, красоту, величие (а все это входит в значение древнерусского имени Добрыня). |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|