А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии :: Анненский Иннокентий
Страница: 19 из 21 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕРазорвал молчание колокольный звон, 28.08.10 - 11:27 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Поделись ссылкой А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии :: Анненский Иннокентий
Я считаю очень полезным при эстетическом изучении поэта самые разнообразные сопоставления не только целых пьес, но даже отдельных отрывков и отдельных выражений его с другими, напоминающими их поэтическими и вообще художественными явлениями. Например, при разборе заключительного шестистишия в I сонете Мицкевича очень поучительно было бы сравнить его с соответствующим отрывком из пушкинского «Пророка»: И внял я неба содроганье и т. д. Полезно сравнивать с точки зрения искусства два поэтических перевода одной и той же пьесы; например, Майков и А. К. Толстой — оба перевели известную гейневскую вещь «Nun ist es Zeit dass ich mit Verstand» («Buch der Lieder», [176] 47). [177] Майков еще в 1857 г., а Толстой для 5-й части гончаровского «Обрыва», т. е. в первой половине 70-х годов. [178] Перевод Толстого гораздо точнее по размеру и строфичности. Майков не обратил внимания даже на личный характер пьесы. [179] Ich hab' so lang als Komodiant, Mit dir gespielt die Komodie. [180] При изучении поэта в школе полезно, мне кажется, выписывать выдающиеся отрывки, строфы, выражения, отдельные фигуры и метафоры, если в них отпечатлелось что-нибудь интересное и поучительное в смысле выразительности речи, оригинальности или поэтичности картины, красоты созвучий, изображения, символа. У нас принято заучивать целые стихотворения, подчас очень длинные. Но мы должны, по-моему, считаться с тем безусловным фактом, что с развитием книги память на слова-звуки слабеет и что нам приходится жить более зрительной памятью начертаний. Вот отчего, особенно если принять во внимание растущий фактический материал наших программ (по физике, по истории, по древностям), я бы не настаивал на заучивании наизусть больших стихотворных пьес. Было бы правильнее ограничиться запоминанием только отрывков по тому или другому критерию или теоретическому требованию. Вот для примера различные типы поэтических отрывков из Майкова. А. Вопросы. 1) Лирический вопрос, соединенный с картиной . Кто скажет горному орлу: Ты не ширяй под небесами, На солнце гордо не смотри. И не плещи морей водами Своими черными крылами При блеске розовой зари? [181] (I, 29) Ср. у Пушкина. . . . . . . Зачем арапа своего Младая любит Дездемона?.. Затем, что солнцу и орлу, И сердцу девы нет закона. [182] 2) Вопрос, соединенный с к онтрастом . Зачем давать цвета и звуки Чертам духовной красоты? Зачем картины вечной муки И рая пышные цветы? [183] Ср. Лермонтова. «Любовь мертвеца». 3) Вопрос описательный . Пар полуденный душистый Подымается с земли… Что ж за звуки в серебристой Все мне чудятся дали? [184] (I, 370) 4) Вопрос безнадежности . Примером может служить второй куплет известного стихотворения (напечатанного когда-то в «Складчине») под названием «Вопрос». Мы все блюстители огня на алтаре. [185] (I, 549) 5) Вопрос эпический (столь частый в славянской и новогреческой поэзии). И тоскуют и крушатся… Все о том, что не доходят Вести в адские пределы Есть ли небо голубое? Есть ли свет еще наш белый? И на свете церкви божьи… и т. д. [186] (II, 223) Ср. у Майкова же «Белорусскую песню» (I, 400), а также нашу классическую народную былину «Птицы» или «Девку-семилетку». [187] Б. Вот примеры поэтических олицетворений . 1) Простых. А вкруг — без цели, без следа, Несясь неведомо куда, И без конца, и без начала, Как будто музыка звучала, И сыпля звезды без числа, По небу тихо ночь плыла. [188] (II, 69) Даль звенит… Кого-то кличет, Точно нимфа из-за волн… Точно всхлипывают волны, Лобызать кидаясь челн. [189] (I, 445) Здесь надо обратить внимание на звуковую живопись (Klangmalerei) подчеркнутых слов, а для картины вспомнить «Медного всадника». 2) Сложных. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|