А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии :: Анненский Иннокентий
Страница: 20 из 21 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕКаков человек по душе, по уму? 27.08.10 - 21:05 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Поделись ссылкой А. Н. Майков и педагогическое значение его поэзии :: Анненский Иннокентий
Примеры представляются двумя стихотворениями Майкова, из которых каждое представляет мифологическую картину: «Над необъятною пустыней океана» (I, 522). «Денница» (I,523). 3) Эпических. Похвалилася Смерть в преисподней, Огород городить собралася; Что в своем ли она огороде Не дерев-кипарисов насадит, А лихих молодцов-паликаров; И не розанов вкруг их душистых, А румяных девиц белогрудых. [190] (II, 226–227) Ср. подобные же изображения в наших былинах и сказках [191] (дома Соловья-разбойника и Бабы-яги) и у Тургенева: «Крокет в Виндзоре». [192] В. Примеры сравнений . 1) Количественное. Монах, как будто львиной лапой, Толпу угрюмую сжимал. [193] (II, 20) 2) Качественное. И в умилении святом Вокруг железные бароны В восторге плакали, как жены; Враг лобызался со врагом; И руку жал герой герою, Как лев косматый, алча бою. [194] (II, 31) 3) Картинное. Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой Мы стояли, точно в клетке золотистой. [195] (I, 243) 4) Соединенное с олицетворением. Маститые ветвистые дубы, Задумчиво поникнув головами, Что старцы древние на вече пред толпами Стоят, как бы решая их судьбы. [196] (I, 247) Г. Пример метафор, основанных на синкретизме ощущений: Песни, словно гул в струнах, Грудь мне наполняют, Улыбаются в устах И в очах сияют. [197] (II, 196) Ср. И голос соловья в саду звучит и блещет. [198] (I, 99) В заключение моей статьи я попробую дать опыт эстетического разбора одной из пьес Майкова в виде программы для гимназического урока в одном из старших классов. Читаются майковские «Валкирии» (I, 414–416). Вслед за декламацией, где должно быть выражено постепенное нарастание чувства и его замирание, предлагается иллюстрация текста и краткий мифологический комментарий. Затем следует анализ. Размер: двустопный амфибрахий, усеченный на конце каждой третьей строки — отсюда деление пьесы на тристишия. Другие русские баллады, написанные амфибрахием (у Жуковского, Пушкина, Лермонтова). Отличие «Валкирии» от этих баллад по ритмическому составу: краткость строк, отсутствие замыкающих рифм, особенность в строфичности. Простота и бедность, сухость изображения — отсутствие живописных украшений (сравнений, лирических имен). Отсутствие союзов, кроме и, и простота синтаксического строения. Мужественный, суровый тон пьесы (отсутствие уменьшительных и междометий, архаизмы: крыл, ударенье, зачинал, неистовых дев ). Отрывочность и пять примеров asyndeton. [199] 9 строк последних тристиший без глагола. Музыкальный элемент пьесы. В центре пьесы стоит призыв валкирий: «В Валгаллу! В Валгаллу!» Этим, вероятно, объясняется и самый размер стихотворения: по крайней мере всего естественнее и звучнее он кажется нам в этом восклицании. В музыкальном (лирическом) отношении пьеса представляет три части: 1) интродукцию-первые три куплета; 2) постепенное crescendo [200] до 10-го тристишия (fortissimo), [201] а затем четыре куплета diminuendo [202] до конца пьесы. Introduzione. Piano [203] Тристишия. I. Безмолвие-смерть. II. Глаз различает отдельные части картины. III. Мысль начинает работать: она требует воздаяния храбрым, которые пали в славном бою. Cresсendo. IV. Скользят неясные тени — предчувствие звуков. V. Тени светлеют — это валкирий. VI. Свист одежд и крыльев, рассекающих воздух. VII. В ответ им оживают боевые звуки. VIII. Шум нарастает от оклика и песни валкирий. IX. В песне уже можно различить призывные звуки. X. Небесные чертоги Одина дрожат от струн и труб. Diminuendo. XI. От резких звуковых впечатлений душа переходит к ярким зрительным. XII. Успокаиваясь, она переходит к более определенному душевному настроению — радости. XIII. Отклики битвы замирают, ее впечатления преобразуются: Воздушные кони, Одежды цветные. XIV. Воины уничтожаются: они теряются в нарядной толпе гостей. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|