Древнерусская литература
Академик Д.С. Лихачев в «Заметках о русском» отмечал, что в XI-XIII вв. «единство Русской земли крепилось разными путями». Важными и действенными силами, сохранявшими это единство на огромной территории Древнерусского государства, были язык, фольклор и литература. В XIV-XV вв. эти силы помогли преодолеть тяготы татаро-монгольского ига, затем - создать сильное государство - Московскую Русь, а в XVII в. — объединить три братских народа - русских, украинцев и белорусов — в единое государство.
Кирилл и Мефодий. Славянская библия
Западный средневековый мир унаследовал культуру и ее язык - латынь - от павшей Римской империи. Латинский язык считался Западной церковью священным, однако на нем создавались как церковные памятники, так и светские сочинения. Иной была судьба книжного языка у православных славян. Созданная в середине IX в. византийскими миссионерами братьями Кириллом и Мефодием славянская азбука предназначалась специально для перевода христианских текстов.
Жанры духовной словесности
Первые оригинальные произведения Древней Руси относились к богослужебным и наставительно-религиозным жанрам, они были предназначены для произнесения в церквях и благочестивого православного чтения. Религиозное и мирское в древнерусской книжности были неразделимы. И воинская повесть, и летопись истолковывают события с религиозной точки зрения. Все происходящее объясняется участием Провидения: события совершаются либо по воле и благодати Божией (благие события)...
Летописи
Одним из древнейших жанров письменности на Руси была летопись - форма исторических сочинений древнерусской литературы. Русская летопись ярко отразила национальные интересы и стала показателем роста национального самосознания народа. Литературное значение летописей определяется большим количеством вошедших в них сказаний, повестей и легенд, которые чередуются с изложением исторических фактов.
Слово о полку Игореве
Наряду с произведениями устойчивого жанрового характера - памятниками церковного красноречия, житиями, хождениями - в древнерусской литературе известны сочинения уникальной жанровой природы, смысл которых остается во многом неясным. Самое известное из них - драгоценный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», созданный в ХII в. Его уникальность заключена в поэтике, а также в ярко выраженной политической позиции автора произведения: «Слово» - это...
Воинские повести
Главным событием, отраженным в древнерусских воинских повестях, стало татарское нашествие. Умы старых русских книжников, подавленные тяжестью и неожиданностью грозной катастрофы, обрушившейся на Русскую землю, искали прежде всего религиозного объяснения случившемуся: порабощение Руси татарами - это наказание Божие за грехи, которое должно наставить нас на путь покаяния.
Литература эпохи Ивана Грозного
В первые десятилетия XVI в. заканчивается собирание отдельных вотчинно-феодальных областей вокруг Москвы. Возникает единое Московское государство с централизованной властью самодержца — московского царя, который, опираясь на служилое дворянство, стремится обуздать своеволие удельных князей и бояр. Литература этого времени отражает напряженное противостояние, а также содержит апологию могущества и величия Московского царства.
Литература смутного времени
Грозные события периода Смутного времени подорвали не только политическую и экономическую стабильность Российского государства, но и идеологическую доктрину великой Московии. Кризис нашел свое выражение в многочисленных произведениях, излагавших и осмыслявших исторические события, происходившие как в Москве, так и в других городах.
Протопоп Аввакум (1620 или 1621-1682)
Фигура протопопа Аввакума воплотила в себе всю силу и слабость вековых религиозных устоев, которые круто и поспешно ломались всевластным патриархом Никоном. Смелый новатор в области литературного стиля и суровый ревнитель древнего благочестия - и враг «злоименного разума», постигавшего мир с помощью науки; мученик за веру - и фанатичный лидер, всецело подчинявший себе единомышленников, - таков противоречивый образ пламенного протопопа, вступившего в схватку с...
Симеон Полоцкий (1629-1680)
С именем Симеона Полоцкого связано начало книжной поэзии в России, строящейся по правилам европейского стихосложения. Во второй половине XVII в. происходит утверждение в русской поэзии ученой, книжной традиции и ее решительное отделение от традиции фольклорной. Стихи Симеона и его последователей написаны в усложненном стиле, полны аллегорий, в них используются редкие античные и христианские образы, а смысл часто искусно зашифрован. Такой стиль называется барочным.
Повести XVII веку
XVII в., особенно вторая его половина, отмечен в истории русской литературы значительным развитием повествовательных жанров. Здесь соседствуют традиционные дидактические благочестивые повести, тесно связанные с церковной традицией, и светская развлекательная повесть, нарождаются сатира и пародия. На Русь хлынул поток разнообразной переводной литературы, которая быстро завоевала широкий круг читателей.
Первые русские пьесы
Древнерусская словесность не знала комических и пародийных произведений. Смех и безудержное веселье в православной культуре считались тогда греховными и кощунственными. Они сопровождали народные праздники языческого происхождения. Церковь эти праздники осуждала. На Руси существовали лишь церковные «действа», тесно связанные с богослужением и отдаленно напоминавшие церковную драму- «пещное действо», «хождение на осляти», «омовение ног».