Литература Смутного времени
Грозные события периода Смутного времени подорвали не только политическую и экономическую стабильность Российского государства, но и идеологическую доктрину великой Московии. Кризис нашел свое выражение в многочисленных произведениях, излагавших и осмыслявших исторические события, происходившие как в Москве, так и в других городах.
Смута
Троице-Сергиева лавра. В Смутное время монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов.
Конец XVI и начало XVII в. в истории Руси традиционно именуется Смутой - такое название дали этой эпохе еще ее современники. После смерти Ивана Грозного усиливаются распри среди бояр и служилого дворянства. Начинаются крестьянские бунты, самый крупный из которых возглавил беглый холоп Иван Болотников. Один за другим объявляются авантюристы-самозванцы, выдающие себя то за якобы спасенного сына Ивана Грозного царевича Димитрия, то за мифического сына царя Федора Иоанновича Петра. Внутренние потрясения осложнялись шведской и польской интервенцией, которую удалось остановить только благодаря героическому самопожертвованию русского народа. Сформированное в Нижнем Новгороде ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и мещанина Кузьмы Минина в 1612 г. разбило польские отряды и освободило Москву.
Повести о бедствиях
Наиболее точным и подробным в исторических описаниях сочинением о Смуте считается «Временник», составленный московским приказным дьяком Иваном Тимофеевым. Над летописью драматических событий он работал по горячим следам в 1615-1620 гг. и описал много интересных эпизодов политической борьбы, закулисных интриг, сообщил о носившихся слугах и настроении народа.
В повестях, сказаниях, житиях, связанных с этой эпохой, авторы ищут объяснения происходящих событий и отражают патриотический подъем, вызванный борьбой с иноземными интервентами. При этом в описания реальных фактов вплетается фантастика, рассказы о чудесах, видениях, знамениях и т.д. Тяготы истории понимаются как наказание за грехи так что рассказ о них преследует цель привести к покаянию согрешивших царей, бояр и народ. Чаще всего конкретными виновниками несчастий незываются Борис Годунов и Лжедмитрий I. Лишь изредка, как, например, у А. Палицына, причиной бедствий полагается отсутствие единения, «безумное молчание» перед неправедной властью.
Одно из ранних произведений этого времени, «Иное сказание», принадлежит, очевидно, перу монаха Троице-Сергиевой лавры. Автор его - ожесточенный враг Бориса Годунова и Василия Шуйского. Пышной риторикой и патетичностью отличается небольшой рассказ о появлении самозванца и разорении Москвы - «Плач о пленении и конечном разорении Московского царства». Информативным и интересным по стилю памятником этого времени является произведение получившее название «Летописная книга». Она была составлена уже по окончании эпохи Смуты и начинается рассказом о царе Иване Грозном, а заканчивается избранием на царство Михаила Федоровича Романова. Здесь мы находим последовательное изложение фактов, простой, ясный, выразительный язык.
«Сказание» Авраамия Палицына
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Скульптор И. Мартос. 1818г.
Самое известное и обширное произведение, посвященное Смуте, дошло до нас в большом количестве списков и в нескольких редакциях. События здесь доводятся до нашествия польского короля Владислава на Москву. Как свидетельствует собственноручно проставленная автором «Сказания» дата, произведение было завершено в 1620г.
Келарь Троице-Сергиева монастыря Палицын был одним из видных деятелей эпохи, человеком незаурядного ума, писателем. В произведении преобладает обличительный тон - так выражаются гнев и боль автора за разоренную родину: «И мнози убо мы и доднесь в скверне лихоимства живущии и кабаками печемся, чтобы весь мир соблазнити; и граблением и посулы церкви Божия созидающе и красно образы строяще, в судилищех же и на путех и у врат наших всегда по образу Божию создание со хранителями нашими ангелами Божиими, плачуще, рыдают, дабы на милосердие и на правосудие преклонилися! Но никакоже тех гласа не послушаем...». Палицын рисует запоминающиеся картины нравственного падения и одичания людей в эпоху Смуты. «Сказание» состоит из ряда повестей и содержит вирши - стихотворные фрагменты, написанные старинным десиллабическим стихом.