Реформа русского стиха
Насущной проблемой развития отечественной словесности становится в XVIII в. создание новой системы стихосложения, способной обслуживать возросший стилевой и жанровый диапазон новой литературы. В русской ученой поэзии господствовала пришедшая из Польши силлабическая система, основанная на равенстве строк по числу слогов, постоянной цезуре и женской рифме. Для народной поэзии был характерен тонический стих, построенный на упорядоченности количества ударений в строке. Общий смысл реформы русского стиха сводился к соединению двух этих систем-книжной силлабической и народной тонической - в единую силлабо-тоническую.
Творец «Телемахиды»
В. Тредиаковский. Работа неизвестного художника. 1-я половина XIX в.
Начало реформе положил Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769), заложивший основы научного стиховедения в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735).
Тредиаковский сформулировал принципы силлабо-тонической системы стихосложения. Предлагая мерить стих не слогами, а стопами, он ритмизировал только 11-ти и 13-ти сложники, отрицая при этом трехсложные размеры, а из двухсложных отдавая предпочтение хорею.
Тредиаковскому принадлежит перевод аллегорического романа Д. Барклая «Аргенида», Псалтири и романа Ф. Фенелона «Приключение Телемака», который Тредиаковский переложил античным гекзаметром, сделав из него эпическую поэму «Телемахида». Роковыми недостатками «Телемахиды» были манерность, стилистическая пестрота, многословие, запуганность синтаксиса. Все это сообщало его поэтическим опытам характер гротеска. В результате «Телемахида» сделалась мишенью для насмешек: при дворе в качестве наказания от виноватого требовали выучить шесть строк из «Телемахиды».
Биография В.К. Тредиаковского соткана из противоречий. Родившись в семье православного астраханского священника, он получил образование в католической школе на латинском языке. Бежав из Астрахани в Москву, он переехал в Голландию, а оттуда в Париж, где учился математике, философии и богословию, затем опять вернулся на родину. Презираемый современниками, он и после смерти не раз подвергался незаслуженным насмешкам: был издевательски описан в романе «Ледяной дом» (1835) И.И. Лажечникова, затем получил несправедливую оценку В.Г. Белинского. При этом его песни, не зная имени автора, пела вся Россия, а позже Н.Н.Новиков назвал его «мужем великого разума, многого учения, обширного знания и беспримерного трудолюбия».
Труды Тредиаковского были оценены позже. Радищев сделал строки из «Телемахиды» эпиграфом к своему главному произведение «Путешествию из Петербурга в Москву». Пушкин отмечал, что «его филологические и грамматические изыскания очень замечательны… Изучение Тредиаковского приносит больше пользы, нежели изучение прочих наших старых писателей». Тредиаковский достоин «во многих отношениях уважения и благодарности нашей», признавал великий русский поэт.
Апологет силлабики
Д.Д. Кантемир. Гравюра Е. Виноградова. 1762 г.
В полемику со смелым преобразователем стихосложения вступил известнейший в ту пору русский стихотворец Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744), автор прославленных «Сатир», написанных классическим силлабическим стихом.
В присланном им за год до смерти из Парижа «Письме Харитона Макентина <анаграмма имени Антиох Кантемир> к приятелю о сложении стихов русских» он старался доказать жизнеспособность силлабики. Кантемир писал лирические песни, басни, оды, послания, делал переводы из Анакреонта, Горация и Вольтера. Он также перевел «Разговоры о множестве миров» французского философа Б. Фонтенеля и приступил к созданию поэмы «Петрида, или Описание стихотворное смерти Петра Великого, императора Всероссийского», которая осталась незавершенной. Однако основным жанром поэзии Кантемира является сатира - «такое сочинение, которое, забавным слогом осмеивая злонравие, старается исправить нравы человеческие». Всего ему принадлежит восемь сатир, создавая которые, Кантемир следовал за образцовыми авторами - Горацием и Буало («Горацию и Боалу, французу, последовал, от которых много занял, к нашим обычаям присвоив»).
Кантемир осмеивал опасные человеческие пороки: невежество и ненависть к просвещению, корыстолюбие и взяточничество судей, спесивость аристократа, гордящегося знатным происхождением, но не способного к труду на благо Отечества. Кантемир был ярым сторонником европеизации России и преобразований, совершенных Петром I. В сатирах он обличает врагов новизны и просвещения. Поэт необычайно смело вводил в стихи просторечные выражения: «Больше врет, кому далось больше разумети»; «...нутко сел в карты играть». Он часто употребляет поговорки: «лепить горох в стену»; «щей горшок да сам большой хозяин в доме». Творчество Кантемира было высоко оценено М.В. Ломоносовым, «классическим стихотворцем России» назвал его В.А. Жуковский.