Век просвещения
Масштабные преобразования Петра I, сменившего титул московского царя на императора всероссийского и поставившего Русь в ряд современных европейских государств, открыли новую эпоху и в развитии русской литературы. Она превращается в важный элемент государственной идеологии и призвана соответствовать новому положению России как великой державы. Литература окончательно становится светской, закрепляется институт авторства. Она стремительно осваивает европейские стили и художественное мышление Нового времени.
На службе разума
Петр I. Портрет работы И. Таннауэра. 1710 г.
Идеология XVIII в. предполагала рационалистический взгляд на человека, природу и общественное устройство. Государство мыслилось основанным на законах разума и целесообразности, которым должны были подчиняться все граждане. Каждому сословию предписываются определенные роли и обязанности, литература была призвана воспитывать и учить людей исполнению их долга. Так, например, самый яркий писатель петровской эпохи Феофан Прокопович в своих речах и проповедях разъяснял различные аспекты государственной политики. Он выступал со «Словами» о строительстве российского флота, о важных указах Петра I, призывал двигаться дальше по пути просвещения и цивилизации, выступал против дикости и невежества староверов и консерваторов.
По инициативе Петра I в России с 1703 г. начинает издаваться первая газета - «Ведомости», активно развивается книгопечатание (за четверть века вышло 600 книг - в разы больше, чем в XVII в.). Вводится гражданский шрифт - более простой и строгий, чем церковный. В первую очередь издаются учебники, сборники указов, пособия для промышленности и торговли. Интересно пособие для молодых дворян «Юности честное зерцало», руководство для ведения переписки «Приклады, како пишутся комплименты разные», в 1705 г. переводится книга «Символы и эмблемы», представляющая собой универсальное пособие, содержащее объяснение языка символов, аллегорий, принятых в европейской культуре.
Высшим выражением идей Просвещения стало творчество Вольтера и французских энциклопедистов - Дидро, д’Аламбера и других авторов многотомной «Энциклопедии, или Толкового словаря искусств, наук и ремесел». Принципы рационального жизнеустройства получили у них фундаментальное философское обоснование (с опорой на теории Рене Декарта).
Законы классицизма
Феофан Прокопович, епископ Новгородский. Портрет работы неизвестного художника. 1830 гг.
Рациональному мировоззрению в литературе соответствовал стиль классицизма. Окончательно сформировался он во Франции в XVII в. и свое закрепление нашел в «Поэтическом искусстве» Н. Буало (русская адаптация А.П. Сумарокова - «Хотящим быть писателями», 1748). За образец классицизм брал искусство античности (сам Буало следовал «Науке поэзии» римского классика Горация) с его культом соразмерности и отточенной формы, продуманной композицией, устоявшимся набором сюжетных ходов и приемов описания.
Стиль произведения в классицизме подчинялся его основной задаче, которая диктовала особые приемы для изображения высоких и низких сюжетов. Литература была дидактичной и понимала принцип правдоподобия не как отражение реальной действительности, а как показ идеальных образцов, которым полагалось следовать (мир представал не таким, каков он есть, а каким должен быть).
Жанровое мышление
«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Начало XVIII в.
Классицизм предполагал, что каждой теме и задаче соответствует свой жанр и стиль литературы, освященный именами великих писателей прошлого. Воспевать государей и победы в войне следовало в одах, примеры которых дали древний грек Пиндар и француз Малерб. На них равнялись русские одописцы. О героической истории своей страны надо сочинять пространные эпические поэмы, подражая Гомеру и Вергилию, - так историю короля Генриха IV описал в «Генриаде» Вольтер, а М.М. Херасков воспел покорение Казанского царства Иваном Грозным в «Россиаде». Образцы нравоучительных басен вослед легендарному Эзопу предложил Лафонтен, в России десятки баснописцев соревновались, перерабатывая его сюжеты.
Постепенно русская поэзия жанр за жанром осваивала опыт мировой литературы. Самым универсальным было творчество Сумарокова, который писал и оды, и басни (притчи), и сатирические послания, и песни, и эпиграммы, и драматические сочинения, был критиком, теоретиком, издавал первый частный русский журнал «Трудолюбивая пчела» (1759). Хуже дело обстояло с художественной прозой, которая в системе классицизма считалась «второсортным» литературным родом.