Радищев Александр Николаевич (1749 - 1802)
«Радищев - рабства враг» - так сжато и точно определил позднее основной пафос радищевского творчества Пушкин. Вопрос всех вопросов тогдашней русской жизни - крепостное рабство - стоит в центре «Путешествия из Петербурга в Москву» и оды «Вольность». Радищев готов опрокинуть до основания воспетое поэтами-одописцами устройство великой империи, истребить дотла порядок, если он основан на рабстве, «скорби, отчаянии». В этом радищевский Путешественник предвосхищает бунтарей XIX в. - например, Ивана Карамазова, готового отказаться от рая, если в основании его будет хотя бы одна слезинка замученного ребенка.
«Гражданин народного общества»
А.Н. Радищев. Портрет неизвестного художника. 2-я половина XVIII в.
Радищев родился в Москве в богатой помещичьей семье. Он получил основательное домашнее образование, окончил Пажеский корпус и был направлен учиться в Лейпцигский университет, где приобрел разносторонние знания по медицине, музыке, химии, юриспруденции. Уже в эти годы сформировался писательский метод Радищева - соединение боевого радикального духа и сентиментальности. Этот метод отразился в ранних произведениях Радищева - «Дневник одной недели» и «Житие Федора Васильевича Ушакова».
В 1833-1834 гг. в Болдине Пушкин напишет статью, которую спустя столетие исследователи озаглавят «Путешествие из Москвы в Петербург». Считается, что целью этой статьи было желание поэта привлечь взгляды современников к книге Радищева и под видом полемики с ним пропагандировать взгляды знаменитого вольнодумца. Работая над «Историей Пугачева» поэт постоянно обращался к произведению Радищева, ведь оно давало самую яркую и выразительную картину политической, социальной и экономической жизни России XVIII столетия и помогало осмыслить одну из главных проблем российского общества того времени-существование крепостного права.
Пребывание на чужбине усилило в Радищеве чувство патриотизма. Возвращаясь на родину, он готов «жертвовать и жизнию для пользы отечества». Он заводит знакомства в литературных кругах, в частности, с Н. И Новиковым, переводит трактат радикального представителя французской просветительской философии Г. Мабли «Размышления о греческой истории». В примечании к трактату Мабли, Радищев дает резкую оценку самодержавию: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Ода «Вольность» (1783) полностью посвящена этой теме, «Вольность», подобно одам Михаила Ломоносова, написана четырехстопным ямбом, она состоит из десятистрочных строф и изобилует словами, которые принадлежат к «высокому штилю». Но, по самому содержанию «Вольность» заметно отличается от произведений М. Ломоносова: Радищев не воспевает просвещенного монарха, он обличает деспотизм и кроме того, утверждает право народа на цареубийство, если презревший Божий закон царь «зрит» в поданных «лишь подлу тварь».
«Путешествие из Петербурга в Москву»
Обложка первого издания книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». 1790 г.
Ода Радищева «Вольность» вошла в состав его главного произведения - «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), эпиграф к которому, тоже дает оценку самодержавию: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» (цитата из «Телемахиды» В.К. Тредиаковского).
Эта книга была одновременно и размышлением на политические темы, и очерком современной Радищеву крестьянской жизни в России, и дневником путешествия между двумя «столицами» империи.
Вокруг мотива путешествия и образа Путешественника - литературного двойника самого автора - был объединен разнородный материал. В книге есть и описания встреч Путешественника с крестьянами, свидетельствующими о невыносимости и противоестественности крепостного права, и мысли собеседников главного героя о правильном устройстве общества, и даже стихотворение, прославляющее свободу, - упомянутая выше ода «Вольность».
А.И.Герцен высоко ценил творческое наследие мыслителя и литератора XVIII столетия, считая, что он предвосхитил идеи и декабристов и социал-демократов шестидесятых годов XIX века. «Радищев... сочувствует страданиям масс, он говорит с ямщиками, дворовыми, рекрутами, и во всяком слове его мы находим с ненавистью к насилию-громкий протест против крепостного сословия…так, и слышишь знакомую струю, которую мы привыкли слышать и в первых стихотворениях Пушкина, и в «Думах» Рылеева, и в собственном нашем сердце».
Герой произведения, уезжает из Петербурга благонамеренным подданным, а по прибытию в Москву, становится убежденным революционером. Уже в самом начале пути, слушая «заунывную песню», Путешественник замечает, что «скорбь душевная» - основная нота русских народных песен. Во вступлении к книге «Путешествие из Петербурга в Москву», путешественник Радищева так пишет о себе: «Я взглянул окрест меня-душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Зло для Радищева-не исключение, а основная формула «зверообразного самовластия, где человек повелевает человеком».
Знаменитый «сон» Путешественника представляет собой яркий и смелый памфлет на Екатерину и ее приближенных. Писатель метит в самое уязвимое место режима - несоответствие слов и дел. Ореол величия и славы скрывает чудовищные картины угнетения. Именно Радищев ввел в оборот выражение «потемкинские деревни» - показушный фасад, скрывающий убожество и нищету.
Радищев выпустил свое произведение анонимно, однако сразу же после публикации книги началось расследование, которое выявило автора. По приказу Екатерины II, Радищев был заключен в каземат Петропавловской крепости. Императрица обвинила его в том, что он «бунтовщик хуже Пугачева». Суд приговорил Радищева к смертной казни. Полтора месяца Радищев ожидает казни, но по случаю заключения удачного мира со Швецией власти заменили ее десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. По дороге к месту ссылки А. Н. Радищев писал:
- Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? -
- Я тот же, что и был и буду весь мой век:
- Не скот, не дерево, не раб, но человек!
- Дорогу проложить, где не бывало следу,
- Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,
- Чувствительным сердцам и истине я в страх
- В острог Илимский еду.
В ссылке он живет деятельной жизнью: устраивает дома химическую лабораторию, оказывает медицинскую помощь местному населению, открывает школу для крестьянских детишек, пишет трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» и исторический труд «Сокращенное повествование о приобретении Сибири».
«Потомство за меня отомстит»
Император Павел I. Портрет работы В. Боровиковского. 1799-1800-е г.
После смерти Екатерины Павел I вернул Радищева из Сибири, дозволив ему жить в небольшом калужском имении Немцово, под надзором полиции. По воцарении Александра I писатель был окончательно амнистирован и даже призван на государственную службу. После ссылки Радищев пересмотрел прежние позиции, об этом свидетельствуют написанные им стихотворения: «Осмнадцатое столетие», «Сафические строфы», «Идиллия» - писатель готов признать исторические заслуги не только Петра I, но и самой Екатерины II. «Осмнадцатое столетие» предстает у него парадоксальной эпохой, это одновременно и «век мудрости» и «век безумия».
Император Александр I. Портрет работы Дж. Доу. 1825 г.
Новые художественные поиски выразились также в незаконченных поэмах «Бова», «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам», «Песнь историческая». Радищев составляет проекты юридических реформ («Опыт о законодавстве»). Теперь Радищев признает право российского царя на самодержавное правление, однако отмечает: «Какой предлог самодержавнаго правления? Не тот, чтобы у людей отнять естественную вольность: но чтобы действия их направить к получению большего ото всех добра».
Один из сыновей Радищева в биографии отца рассказывает, что незадолго до смерти он обратился к детям с вопросом: «Ну, что вы скажете, детушки, если меня опять сошлют в Сибирь?» Опасаясь новых репрессий и утратив веру в возможность осуществления даже самых умеренных преобразований, писатель покончил с жизнью, приняв смертельную дозу яда. Незадолго до смерти он записал: «Потомство за меня отомстит».