Островский Александр Николаевич (1823-1886)
В Москве у Малого театра стоит памятник, посвященный нашему русскому драматургу, который является самым «народным» и самым «московским» - это памятник Островскому. Он начал новую страницу в истории театрального искусства и русской литературы. Пятьдесят нестандартных пьес этого автора составили целую галерею различных русских типажей. Новшество, которое внес этот драматург, заключалось в закреплении уже существующей на русской сцене «натуральной школы», которая в самом начале его творчества уже занимала главенствующее место в литературе. Островский смог создать школу реалистического и драматического искусства.
«Колумб Замоскворечья»
А.Н. Островский. Портрет работы В. Петрова. 1871 г.
Островский являлся коренным москвичом. Вся его юность и детство проходили в Замоскворечье. Позже, Островский воспроизведет купеческие типы этих мест, в своих комедиях. В 1840-1843гг., после окончания гимназии, Островский учится в Московском Университете на юридическом факультете, но курса он не закончил. Островский, по желанию отца идет служить в суд писцом, там же, он продолжает свои наблюдения за необычными замоскворецкими типажами и много пишет.
Постановка комедии «Свои люди - сочтемся!» была запрещена по приказу Николая I. Цензура сделала Островскому выговор за то, что в пьесе не обращено внимание «на столь важное для жизни общей и частной верование, что злодеяния находят достойную кару еще и на земле». Когда в 1861 г. появилась возможность поставить комедию, Островский был вынужден исполнить цензурное требование и приделать к пьесе благонамеренный конец: Подхалюзина арестовывал квартальный надзиратель, и перед плутом маячила ссылка в Сибирь.
В «Московском городском листке», в 1847 году, появилась комедия под названием «Картины московской жизни. Картина семейного счастья», именно ее Островский считал первым шагом в своей литературной деятельности. 1847 год, 14 февраля он считал одним из самых памятных дней, так как именно в этот день, на литературном вечере, чтение данной пьесы принесло ему одобрение и похвалы. Островский в 1846 году решил написать комедию «Несостоятельный должник», в 1847 году был напечатан отрывок из этой комедии. В 1849 году, в самом конце, с этим произведением знакомится редакция журнала «Москвитянин». В комедии, самодурство изображается как следствие необразованности и хищничества, в жизни Подхалюзина повторяется жизнь Большого, а мальчишка Тишка, строя свою жизнь, повторяет судьбы старших.
В журнале «Москвитянин» (1850), комедия была напечатана под названием «Свои люди – сочтемся!», все это произошло после длительных хлопот с цензурой. Но все же она не была допущена на сцену. Пьесы: 1853 - «Не в свои сани не садись», была одной из первых на сцене Малого театра; 1852 - «Бедная невеста»; 1854 – «Не так живи, как хочется», о национальном характере и купеческом самодурстве. Островский, с позиций славянофильства, показывал самодурство Гордея Торцова в пьесе 1854 года «Бедность не порок», это порождение «образованности» и «западничества». Но Любовь Торцова со своей смиренностью, была другой стороной самодурства. Ап. Григорьев, ведущий критик журнала «Москвитянин», видел выражение народности, в произведениях Островского, а вот критики из демократического направления упрекали великого драматурга за чрезмерное тяготение к славянофильству и к допетровской старине. Они считали, что его комедии идеализируют самодурство. За изображение патриархального быта и за некую слащавость, Н.Г. Чернышевский критиковал пьесу Островского «Бедность не порок», но московские актеры и театральная аудитория, не обращали внимание на эту критику, они ценили в пьесах присущую им естественность и простоту. Школа реалистического драматического искусства была создана Островским.
«Темное царство»
«Купец, считающий деньги». Картина художника Б. Кустодиева. 1918 г.
Группа литераторов в 1856 году берется за изучение разных российских местностей, как в бытовом, так и в промышленном отношении. Островский берется изучать места от Верхней Волги и до Нижнего Новгорода (в 1859 году напечатан отчет). Новые впечатления послужили материалом для создания других, новых произведений. Теперь помимо замоскворецкого купечества, в работах Островского появляются мелкие и крупные помещики и чиновники: 1856 – «Доходное место»; 1857 – «Праздничный сон – до обеда», трилогия; «За чем пойдешь, то и найдешь» и «Свои собаки грызутся – чужая не приставай», другие трилогии о Бальзаминове («1861 – «Женитьба Бальзаминова»), 1859 – «Воспитанница».
Два тома пьес Островского, появившиеся на свет в 1859 году, служат поводом для создания статьи Н.А. Добролюбова «Темное царство», где автор использует правдивое изображение жизни русской, для радикальных политических выводов. В 1860 году, в статье «Луч света в темном царстве» пьесу «Гроза», Добролюбов называет «самым решительным произведением» драматурга. Но самому Островскому такой политический радикализм, является чуждым.
Полемизируя с Добролюбовым, критик Ап. Григорьев писал о пьесе «Гроза»: «Самодурство для Островского только накипь, пена, комический осадок; оно, разумеется, изображается поэтом комически - да как же иначе его изображать? - но не оно - ключ к его созданиям... Имя сатирика, обличителя, писателя отрицательного весьма мало идет к Островскому. Имя для него не сатирик, а народный поэт. Слово для разгадки его деятельности не самодурство, а народность».
В «Грозе» явно виден протест против самодурства, как порождения необразованности и косности (Кабаниха и Дикой), протест против последствий этого самодурства, таких как обман сильных (Кудряш, Варвара) и покорность слабых (Борис и Тихон). Правда, покаяние и грех Катерины, как форма протеста, выявляют, что характер ее, такой же своевольный, как и характер самой Кабановой.
История и быт
В начале 1860 годов, Островский начинает писать драматические хроники: 1862 – «Козьма Минин-Сухорук»; 1865 – «Воевода, или Сон на Волге»; 1867 – «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», из истории Смутных времен. В 1873 году, цикл этой хроники завершают пьесы: «Снегурочка», драматическая сказка, наполненная народной поэзией и «Комик XVII столетия», пьеса, которая посвящена двухсотлетию русского театра.
Эскиз декораций к пьессе А.Н. Островского «Горячее сердце». Художник Б. Кустодиев. 1911-1913 г.
В пьесах о дворянском быте: 1870 – «Бешеные деньги»; 1868 – «На всякого мудреца довольно простоты», в бытовых драмах и комедиях из жизни народной: 1865 - «На бойком месте»; 1871 – «Не все коту масленица»; 1869 – «Горячее сердце», драматург усиливает формы условного изображения типажей и действительности до гротеска, характеры героев теряют свою многосложность, они подменены некими масками, как будто в народном театре. Именно с этого момента театр в творчестве Островского занимает очень важное место, уже не как тема, а как близкая ему среда, как жизненная метафора, в которой играют, а не живут. Пародия на идиллическое представление существования «счастливых людей» и о «первобытной простоте», рушит представления человека об его исконной доброте (1871 год, пьеса «Лес», монолог Милонова).
Произведения 1870-1880-х годов, отличаются наличием темы об участи русской женщины, которая талантлива, но при этом ее несправедливо обходит судьба: 1876 – «Богатые невесты»; 1882 – «Таланты и поклонники»; 1884 – «Без вины виноватые». Обычно женщина бесправна в социальном плане, но в нравственном отношении она гораздо выше мужчин. Пьеса 1879 года, «Бесприданница», в которой предметом коммерческой игры воротил-купцов, становится Лариса Огудалова. В этой уродливо-гротескной жизни дворян, хищники выдают себя за невинных, хотя каждый из них старается обобрать ближнего (1875, «Волки и овцы»). Также, к этому периоду относятся пьесы: 1878 - «Последняя жертва»; 1883 – «Красавец-мужчина»; 1874 – «Поздняя любовь». Островский перевел комедии М. Сервантеса, К. Гольдони, У. Шекспира и других драматургов Европы, несколько пьес были написаны в сотрудничестве с драматургами Н.Я. Соловьевым, С.А. Гедеоновым и П.М. Невежиным.
Дом-музей А.Н. Островского в Щелыкове
Этот великий драматург был занят усовершенствованием и преобразованием мастерства актеров, также он пытался улучшить материальное положение драматургов. Его мечты были связанны с преобразованием художественных вкусов публики и актеров, с созданием школы-театра, которое было бы полезно для подготовки достойных актеров и для эстетического воспитания общества. Все же ему удалось создать «Артистический кружок» в Москве в 1865 и стать бессменным председателем Общества русских драм писателей и оперных композиторов в 1874 году и все это он сделал, не смотря на многие трудности. Начиная с 1885 года, Островский стал заведовать репертуарной частью театров Москвы, а также, стал начальником театрального училища. Но драматург умер, не успев завершить начатые им преобразования.
Книги Островского в библиотеке: | |