Литература эпохи Ивана Грозного
В первые десятилетия XVI в. заканчивается собирание отдельных вотчинно-феодальных областей вокруг Москвы. Возникает единое Московское государство с централизованной властью самодержца — московского царя, который, опираясь на служилое дворянство, стремится обуздать своеволие удельных князей и бояр. Литература этого времени отражает напряженное противостояние, а также содержит апологию могущества и величия Московского царства. Москва видится как третий Рим, священный град, средоточие православной святыни, который будет стоять вечно.
Публицистика XVI в.
«Царь Иван Грозный». Картина художника В. Васнецова. 1897 г.
Публицистические жанры переживают расцвет в русской литературе в годы правления Ивана IV Грозного. Главными становятся вопросы о праведной и неправедной власти, о правильном устройстве государства и предназначении различных сословий, о соотношении религиозной веры и справедливого закона.
Заметной фигурой был Иван Пересветов, автор нескольких публицистических повестей («Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомет-салтане» и др.) и челобитных к Ивану Грозному. Он выступает как апологет самодержавного Московского государства и выразитель интересов дворянства. Боярская партия выдвигает незаурядного публициста, плодовитого писателя - князя и царского воеводу Андрея Курбского. Он автор писем к Грозному и «Истории князя великого Московского», написанных им в Литве, куда он бежал в 1564 г., опасаясь гнева царя после проигранного сражения в Ливонии. В первом своем послании царю Курбский обвинил его в жестокости, убийстве безвинных жертв, упрекнул за отказ советоваться с боярами и призвал Бога рассудить его с царем-злодеем на Страшном суде.
Уязвленный Иван Грозный ответил боярину посланием, в котором заявил, что волен казнить или жаловать любого из подданных, не давая другим в том отчета. Но упрек в тиранстве и нечестивости он отверг и, в свою очередь, грозил князю Божиим судом. Затем боярин написал еще два послания, на которые царь также ответил письмом. Курбский назвал стиль Грозного «широковещательным и многошумящим». Действительно, стиль Грозного глубоко индивидуален, его нельзя спутать со слогом других древнерусских авторов. Его послания эмоциональны, архаические книжные обороты соседствуют с разговорными и даже просторечными фразами.
По преданию, богатая библиотека Ивана Грозного была замурована в подвалах царского дворца в Москве. Ее основу составили книги Константинопольской библиотеки, полученные московским государем в приданое за дочерью византийского императора Софьей Палеолог. После взятия Казани собрание пополнилось за счет арабских манускриптов царя Сафи-Гирея. Всего же библиотека насчитывала около 800 уникальных рукописных книг: «История» Тита Ливия, «Энеида» Вергилия, сочинения Цицерона и других античных и средневековых авторов. Поиски легендарной библиотеки продолжаются до сих пор.
«История о Казанском царстве»
Восхваление Московского царства и его главы Ивана Грозного характерно для «Истории о Казанском царстве» (сохранилось около 200 его списков). «История» была написана около 1565 г. Ее автор был пленен татарами и пробыл в плену двадцать лет, а после взятия Казани Грозным поступил на службу к русскому царю.
«История» написана человеком с незаурядным вкусом, владевшим образной, художественной речью. Поэтично и трогательно передаются плач казанской царицы, вспоминающей былое величие своего царства, скорбь царицы Анастасии, проводившей в поход на Казань своего царственного супруга. Выразительно описаны былые набеги казанцев на Русскую землю, красочно изображено бесстрашие русского войска и триумф Ивана IV, с победой возвратившегося в Москву.
«Домострой»
Созданные в середине XVI в. «Домострой», «Стоглав», «Азбуковник» также находились в тесной связи с официальной идеологией. «Азбуковник», написанный в форме энциклопедического словаря излагает систему знаний и воззрений, обязательных для благомыслящего читателя. «Стоглав» заключает свод постановлений церковного Стоглавого собора 1551 г. по разным религиозным и житейским вопросам.
«Домострой» ставит цель до мелочей регламентировать поведение состоятельного благонамеренного горожанина в религиозной, общественной и семейной сферах. Он состоит из трех частей: о поклонении церкви и царской власти, о внутрисемейных отношениях («мирское строение») и ведении хозяйства («домовое строение»). В малейших деталях предстает здесь бытовой уклад, которым должна руководствоваться благочестивая семья, возглавляемая домовладыкой — мужем и отцом. В "Домострое» отчетливо заметна ориентация на монастырский устав.