Слово о полку Игореве
Наряду с произведениями устойчивого жанрового характера - памятниками церковного красноречия, житиями, хождениями - в древнерусской литературе известны сочинения уникальной жанровой природы, смысл которых остается во многом неясным. Самое известное из них - драгоценный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», созданный в ХII в. Его уникальность заключена в поэтике, а также в ярко выраженной политической позиции автора произведения: «Слово» - это страстный призыв к единству Русской земли, к сплочению князей для отпора внешнему врагу.
Повесть о походе Игоревом
Величайший памятник древнерусской литературы посвящен неудачному походу на тюркское племя половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 г. (слово «полк» означает «поход»). Эти события известны нам также по Лаврентьевской летописи. После победы в стычке с вражеским авангардом небольшое русское войско встретилось с основными силами половцев и потерпело поражение. Рассказ о разгроме русского войска должен, по мысли автора, убедить русских князей в необходимости единства в борьбе с врагом. Этой идее подчинена композиция «Слова». Рассказ о событиях здесь перемежается многочисленными авторскими рассуждениями и историческими экскурсами.
За 200 лет с момента находки «Слова о полку Игореве» его десятки раз перелагали стихами и художественной прозой. Переводы «Слова» создали В. А. Жуковский, И. И. Козлов, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий и многие другие. Его иллюстрировали известные художники В. М. Васнецов, В. Г. Перов, В. А. Фаворский. И в наши дни ставится знаменитая опера А. П. Бородина по «Слову», арии из которой получили широкую популярность.
Во вступлении автор определяет хронологические рамки повествования и заявляет об отказе следовать традиции в изображении героических событий. Затем рассказывается о дурном знамении- солнечном затмении и встрече князя Игоря с братом Буй-Туром Всеволодом. Первое сражение русские выиграли, в рассказ о роковом для войска Игоря втором сражении вторгаются воспоминания о временах «ковавшего крамолу» на Руси предка Игоря Олега Святославича (названном Гореславичем). Затем следуют «мутный сон» киевского князя Святослава, обращение к Ярославу Осмомыслу, плач Ярославны, описание бегства Игоря из плена, наполненные мифологическими элементами. Заканчивается «Слово» описанием возвращения Игоря в Киев и ликования Русской земли.
«Баян». Картина В. Васнецова. 1910 г.
Художественная система «Слова» очень сложна, язык богат и красочен. О сражении и пленении Игоря рассказывается иносказательно: черные тучи идут с моря и хотят прикрыть четыре солнца (князей-участников похода); два солнца и два молодых месяца заволоклись тьмою и погрузились в море. Неясна роль в «Слове...» языческих богов: верит ли в них автор или использует их как условные поэтические образы? В других древнерусских сочинениях о языческих богах говорится как о «масках» бесов и порождении «ложной веры». Исследования последних лет выявили в «Слове…» глубокие поэтические смыслы и мифологические черты: русские, воплощающие идею порядка, противопоставлены диким половцам, связанным с хаосом. Игорь попадает в половецкий плен, подобный царству мертвых, и возвращается после заклинания стихий (солнца, ветра, Днепра) его женой Ярославной.
Загадки «Слова»
Вопрос о подлинности великого произведения до сих пор вызывает споры. Сомнения связаны, во-первых, с жанровой уникальностью памятника. Неясно, например, является ли "Слово" оригинальным литературным произведением или переработкой устного рассказа о воинском походе. Скептики указывали на отсутствие известных нам памятников древнерусской литературы, которые приближались бы к «Слову» по художественным и языковым особенностям.
«После побоища Игоря Святославича с половцами». Картина В. Васнецова. Конец 1970-х гг.
Кроме того, удивляло отсутствие списков произведения. Единственный список «Слова», датированный XVI в., хранился в Спасо-Ярославском монастыре и в 1792 г. перешел к известному собирателю древнерусских рукописей А. И. Мусину-Пушкину. Вероятно, в том же году была изготовлена копия для Екатерины II, а в 1800 г. текст «Слова» был издан. Во время пожара Москвы в 1812 г. список Мусина-Пушкина погиб, что породило острые споры о подлинности памятника - тем, более, что на рубеже XVIII-XIX вв. было объявлено об открытии нескольких значительных произведений европейской древности, вскоре признанных поддельными.
После открытия в середине XIX в. «Задонщины», содержащей цитаты из «Слова», сомнения в его древности отпали. Однако вскоре появилась версия о первичности «Задонщины» и вторичности «Слова». Сейчас можно с полной уверенностью утверждать, что первично «Слово». Тем не менее отсутствие древнерусского списка по-прежнему вызывает у некоторых исследователей желание исправить текст и рождает поток фантастических теорий.