Жанры духовной словесности
Первые оригинальные произведения Древней Руси относились к богослужебным и наставительно-религиозным жанрам, они были предназначены для произнесения в церквях и благочестивого православного чтения. Религиозное и мирское в древнерусской книжности были неразделимы. И воинская повесть, и летопись истолковывают события с религиозной точки зрения. Все происходящее объясняется участием Провидения: события совершаются либо по воле и благодати Божией (благие события), либо попущением Божиим как наказания за грехи русских князей и их подданных (нашествия иноплеменников, неурожаи, стихийные бедствия).
«Слово о законе и благодати»
Это первое сохранившееся произведение древнерусской литературы. Его написал около 1038 г. священник Илларион, который стал первым русским митрополитом (с 1051) - уроженцем Руси (прежние митрополиты были греками). «Слово» Иллариона принадлежит к жанру торжественного церковного красноречия. Оно было прочитано им в только что построенном киевском соборе Святой Софии. В «Слове» раскрывается смысл праздников Благовещения и Воскресения Христова (Пасха).
«Житие князя Владимира». XV в.
Следуя за идеями одного из первых проповедников христианства апостола Павла, Илларион противопоставляет Закон (Ветхий Завет - основу религии евреев, иудаизма) Благодати, принесенной людям Христом (Новому Завету). Благодаря Закону люди научились отличать грех от добродетели, но не могли победить грех и смерть. Только Благодать Христа избавила людей от власти греха, совершенного первым человеком Адамом. Такова основная тема «Слова». Илларион прославляет Русь и ее князей: Владимира Святославича, крестившего Русь, и его сына Ярослава Мудрого. Он утверждает, что позднее (в сравнении с другими народами) принятие христианства Русью не наносит ущерба ее достоинству: страна, принявшая крещение, столь же любима Богом, как и другие страны. Эта мысль Иллариона имела особое значение: Русь приняла крещение от Византийской империи, а византийцы считали, что народы, крещенные ими, становятся подданнылли империи. Илларион оспаривает эту политическую идею.
В XII в. были созданы сочинения другого прославленного древнерусского проповедника, епископа Туровского Кирилла, который составил восемь «Слов».
«Моление Даниила Заточника»
Стиль в древнерусской литературе зависел не от жанра произведения, а от предмета повествования. В описании жизни святого использовался устойчивый набор выражений и библейских цитат. Эти же эпитеты используются при изображении святого в летописном фрагменте и в «похвальном слове». Неизменным в различных произведениях был и образ идеального князя: он благочестив, милостив, справедлив и храбр. Его смерть оплакивают все люди - богатые и бедные.
В этом произведении XII—XIII вв. получил своеобразное преломление молитвенный жанр (другое название - «Слово Даниила»). Обращаясь к князю Ярославу, герой просит его о прощении и облегчении тяжелой участи. Он восхваляет мудрость, могущество и красоту князя, прибегая к пышным метафорам из библейской книги «Песнь Песней»: «Княже мой, господине! Покажи мне лицо свое, ибо голос твой сладок и образ твой прекрасен; мед источают уста твои, и дар твой как плод райский». Даниил выразительно живописует свои бедствия: «Когда услаждаешься многими яствами, меня вспомни, хлеб сухой жующего...» (пер Д.С. Лихачева).
Характерная черта стиля «Моления Даниила Заточника» - соединение книжного языка со скоморошьим балагурством. «Моление» содержит пространный набор изречений о судьбе глупых и мудрых, о злых женах. Автор стремится выказать свои знания, обильно цитируя не только Библию, но и другие переводные произведения. Исследователи спорят о том, что же такое «Моление...» - действительное прошение несчастливца, разоренного боярами и даже заточенного в темницу, или шутливое, комическое произведение, в котором пародируется жанр просительного послания и шутливо переосмыслены библейские цитаты.
Ранние жития
«Борис и Глеб», икона. XIV в.
Самым распространенным жанром в древнерусской литературе были жития святых. Жития рассказывают о жизни святых и имеют религиозно-назидательный смысл. Житие должно вызывать в читателе или слушателе чувство умиления самоотречением, кротостью и радостью, с которыми святой переносил страдания и лишения во имя Божие.
Древнейшие русские жития (XI-XII в.) посвящены князьям-страстотерпцам Борису и Глебу. В них рассказывается о вероломном убиении юных князей их старшим сводным братом Святополком, который замыслил единолично править всей Русью. Подробно описываются душевные борения, скорбь и страх святых в преддверии безвременной смерти. И в то же время Борис желает принять смерть в подражание Христу, молитвы Бориса и Глеба - шедевры красноречия. В них последовательно и ясно развертывается основная мысль - сожаление о грядущей смерти и готовность принять ее от рук убийц.
Один из вариантов истории о Борисе и Глебе включает необычный для житийной литературы фрагмент - описание битвы Святополка с братом Ярославом, мстящим великому грешнику за убиение святых. Борисоглебские жития стали образцом для агиографических произведений о святых князьях, умерших от рук убийц.
В XIII в. было составлено житие новгородского князя Александра Ярославича (Невского). В нем также соединены черты воинской повести (битва со шведами на Неве, Ледовое побоище и др. сражения) и рассказ о благочестии князя.
Монах Нестор
«Нестор-летописец». Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. Фрагмент. Художник В. Васнецов. 1885-1893 гг.
Знаменитый русский книжник, инок Киево-Печерского монастыря Нестор (XI - нач. XII вв.), прославился как автор «Повести временных лет». Но ему принадлежат и произведения традиционных духовных жанров. Самое известное — «Житие Феодосия Печерского».
Житие Феодосия имеет традиционную структуру: вступление, повествование о жизни святого от рождения до кончины, рассказ о посмертных чудесах. В начале жития три попытки Феодосия покинуть дом и посвятить себя Богу. В роли «противника» святого выступает мать, из любви и по внушению дьявола удерживающая святого. Неведомо для себя самой она исполняет волю Божию, препятствуя сыну удалиться из Руси на Святую землю - в Палестину. Бог предназначал Феодосию стать одним из основателей Киево-Печерского монастыря. Только третья попытка ухода от матери оказалась успешной. Ряд сюжетно не связанных между собой эпизодов повествуют о Феодосии - монахе и позднее игумене Киево-Печерского монастыря. Характерные черты Феодосия - полная посвященность собственной жизни Богу и уверенность в Божией помощи.
«Повесть о Петре и Февронии»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в середине XVI в. Ермолаем Прегрешным (в монашестве - Еразм). Сюжет «Повести» состоит из двух линий. Первая - рассказ о победе муромского князя Петра над Змеем, совершенной благодаря Божией помощи. Вторая часть - история исцеления заболевшего от змеиного яда Петра мудрой крестьянской девушкой Февронией, женитьба князя на Февронии в исполнение обещания, которое она потребовала от него, и рассказ об их жизни и смерти в Муроме. Автор этой необычной «Повести...» наделяет христианским смыслом былинный сюжет о змееборстве и сказочный сюжет о браке простолюдинки с особой царской крови. Победа князя над Змеем означает торжество благочестивой власти над дьяволом и грехом, а брак Петра и Февронии - союз правителя и Премудрости.
Хожения
На рубеже XIV-XV вв. мастером агиографического жанра (то есть составления житий святых) был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний, прозванный Премудрым. Он написал жития Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Епифаний назвал свой стиль «плетением словес». Это необычайно торжественный стиль. Написанные Епифанием жития чрезвычайно пространны, в них множество цитат из Библии. Епифаний использует метафоры и сравнения, нанизывает одинаково построенные предложения.
Интересными были сочинения древнерусской литературы, написанные в жанре хожений (хождений, от ходить - путешествовать). Одним из наиболее читаемых и любимых в Древней Руси хождений было «Хожение игумена Даниила». Даниил в 1106-1107 гг. посетил Святую землю. В «Хожении» он описывает путь из Константинополя в Иерусалим. К каждому описанию игумен дает краткое напоминание об эпизодах земной жизни Иисуса Христа, о Богоматери, апостолах, библейских пророках и царях, когда-то живших на этих землях. Повествование о путешествии по Святой земле заканчивается в Иерусалиме - ее священном центре. Даниил рассказывает о расположении города, климате, чудесной урожайности земель.
Необычно по содержанию «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, посетившего в 1471-1474 гг. Индию. Это рассказ не паломника, а тверского купца, поехавшего не в Святые земли, а в иноверческую страну торговать. Его поведение противоположно поведению паломника на святых землях: он не празднует христианских праздников (возможно, забыл счет дням), ест и пьет с иноверцами, молится Богу по-татарски и по-арабски. Некоторые полагают, что к концу своих странствий Никитин принял ислам.
Записи Никитина напоминают дневник. Автор рассказывает об обычаях и нравах Индии, столь непохожих на русские, о необыкновенных животных - слонах и обезьянах. Он пересказывает местные предания об огнедышащей птице Гукук, предвещающей смерть тому, на чей дом она сядет; излагает легенду об обезьяньем царе, которому подчинено обезьянье войско. Однако в целом рассказы Никитина об Индии вполне достоверны и точны.