Фонвизин Денис Иванович (1745-1791)
Высшим достижением русской драматургии XVIII в. стало творчество Д.И. Фонвизина, в пьесах которого перед зрителем предстали самые насущные нравственные и общественные вопросы. В своих комедиях писатель отступает от нормативов классицизма, идет к правдивому изображению жизни. Персонажи Фонвизина - не условные комические маски, чье поведение определяется каким-то одним пороком, как в комедиях Сумарокова. Это более сложные характеры, живые типы времени.
Истинный просветитель
Д.И. Фонвизин.Портрет работы А. Караффа. 1784-1785 г.
Фонвизин в юности входил в кружок вольтерьянца Ф.А. Козловского. Фонвизин много переводил античных и французских авторов, сочинял стихотворные сатиры и эпиграммы, из которых самая известная - «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», написанная «в вольтеровском духе». Здесь Фонвизин, от лица своих дворовых людей, задается вопросом «зачем сей создан свет?» и излагает их жизненные наблюдения. Монологи слуг сопровождаются язвительными замечаниями автора и венчаются его признанием: «И сам не знаю я, на что сей создан свет».
Фонвизин составил «Рассуждение о непременных государственных законах», содержавшее критику самодержавия. Это сочинение впоследствии пользовалось большой популярностью среди декабристов. Фонвизин пытался издавать сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум». Отправившись в поездку по Европе, писатель ясным и сжатым языком описывал свои впечатления в письмах, отмеченных глубиной суждений и критическим отношением к увиденному за границей.
«Русский Молиер»
Театральные зрелища по самой своей природе могли являться общественной трибуной. Неудивительно, что Екатерина II с ее стремлением управлять общественным мнением стремилась завладеть этой трибуной. «Театр есть школа народная, и я - старший учитель в этой школе», - говорила она. Несомненно, под влиянием блестящего успеха комедии Фонвизина «Бригадир», императрица взялась за перо драматурга. Ей было написано около 30 пьес-комедий, множество комических и сказочных опер, «исторических представлений».
Фонвизин создал комедии, в которых ярко изображены нравы, быт и социальные типы современной писателю дворянской России. Первая оригинальная пьеса Фонвизина «Бригадир» (1769) посвящена галломании-преклонению, которая охватила русское дворянство перед французскими нравами и культурой. В «Бригадире» также высмеяны грубость, ложный патриотизм, глупость и невежество. Персонажи комедии - грубый солдафон Бригадир (бригадир - воинское звание, примерно равное генеральскому) и его жена Бригадирша, забитая и необразованная, судейский чиновник Советник - лицемер и взяточник, его супруга Советница - пустая модница, помешанная на всем французском. Ей под стать сын Бригадира и Бригадирши Иван, ненавидящий все русское. Порочным персонажам противопоставлены добродетельная дочь Советника Софья и ее возлюбленный Добролюбов. Изумительная жизненность комических персонажей поразила тогдашнюю публику. «В «Бригадире» в первый раз услышали на сцене нашей язык натуральный, «остроумный», - заметил младший современник драматурга поэт П.А. Вяземский.
Недоросль
Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Первая обложка.
Вершиной творчества драматурга стала комедия «Недоросль» (1782), где ставится проблема дворянского долга и воспитания. На примере невежественного и эгоистичного недоросля Митрофанушки, его матери Простаковой и его дяди Скотинина показаны дикое невежество и безнравственность помещиков.
В «Недоросле» сохранены основные черты классицистической комедии: соблюдены три единства, имеется герой-резонер, персонажи четко делятся на добродетельных и порочных и носят говорящие имена и фамилии (Простакова, Скотинин, Правдин, Софья (по греч. - мудрость), Митрофан (по греч. - подобный матери). Интересно, что некоторые сатирические персонажи в «Недоросле» вызывают не только смех.
Простакова, которую грубо отталкивает от себя сын, служанка Простаковой Еремеевна, заботящаяся о Митрофанушке, не лишены человеческих черт и способны порой вызвать сочувствие. «Недоросль» имеет политическое звучание, противопоставляя героическую эпоху Петра I низкой современности - царствованию Екатерины II. Автор, таким образом, выступал против усиления деспотизма и отсутствия подлинного просвещения. В историю русской литературы Фонвизин вошел как «русский Молиер», с чьим именем связано рождение подлинно оригинальной, национальной русской драматургии.