Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829)
Хотя литературное наследие А.С. Грибоедова составляет три увесистых тома, в нашем культурном сознании он предстает автором одного произведения - комедии «Горе от ума». И в этом нет ничего обидного для памяти писателя. В своей комедии Грибоедов выразил себя сполна. Она вобрала в себя не только взгляды писателя на современное ему общество, но и глубокие психологические размышления о природе человека.
Вундеркинд и литератор
А.С. Грибоедов. Портрет работы И. Крамского. 1873 г.
Грибоедов родился в Москве. Опытные домашние учителя и гувернеры дали ему разностороннее и глубокое образование. Еще в самом детстве, Грибоедов в совершенстве знал несколько европейских языков, также он мог в подлиннике читать античных поэтов.
Грибоедов, будучи немного старше десяти лет, в 1806 году поступил в Московский университет, там он закончил юридический, естественно-математический факультеты и словесное отделение философского факультета. В 1812 году, с началом Отечественной войны, он поступает на военную службу, дальше поступает в Государственную коллегию иностранных дел и в 1818 году его причисляют к персидской миссии. Грибоедов живет в Тифлисе с октября 1818 до конца января 1819.
Одни из первых произведений Грибоедова: 1814 – «Молодые супруги»; 1817 – «Студент», написанное совместно с Катениным П.А.; 1817-1818 – «Своя семья или замужняя невеста», совместно с Шаховским А.А. и Хмельницким Н.И.; 1818 – Притворная неверность», совместно с Жандром А.А.; 1819 – «Проба интермедии».
«Тифлис». Картина художника Н. Чернецова. 1839 г.
«Горе от ума» Грибоедов задумал в 1820 году в Персии. Он жил в Тифлисе с конца 1821 и до начала 1823, именно тогда он и работал над этой знаменитой комедией. Он переехал в Петербург летом, в 1824 году, для того чтобы получить разрешение, позволяющее опубликовать и поставить комедию «Горе от ума». В 1825 году опубликованные отрывки из «Горе от ума», вызвали рукописные и журнальные отклики. В 1826 году, в январе Грибоедова арестовали, подозревая его участие, в организации декабристов и его доставили с Кавказа в Петербург. В феврале 25 числа, комиссия следователей приняла решение, что Грибоедов непричастен к этому восстанию и его выпустили на свободу 4 июня.
Посол в Персии
Грибоедов был поистине разносторонне одаренным человеком. Среди его увлечений, кроме занятий литературой, была и музыка. Он сочинил цикл фортепьянных пьес и несколько вальсов, один из которых особенно нравился Л.Н. Толстому.
Писатель прибыл в 1826 году в Тифлис. В 1827 году с апреля месяца, он начал заведование за отношениями России с Турцией и Персией. Грибоедов видел свою миссию в Персии в том, чтобы местное население приобрело доброе отношение к России, он писал: «Никакое войско, временно укрощающее неприятеля или готовое только истребить его, не может так прочно обуздать... вражду как народонаселение образованное и богатое...». В период русско-персидской войны, Грибоедов проявил свои дипломатические таланты. В феврале 1828 года при его активном участии, был подписан Туркманчайский мирный договор. Грибоедов сам лично возил этот договор для ратификации Николаем I, за что, император щедро наградил его. В 1828 году в марте, Грибоедова назначили полномочным послом в Персии.
Н.А. Грибоедова. Портрет работы Дессена. 1839 г.
5 июля Грибоедов возвратился в Тифлис, а 22 августа он венчался с княжной Чавчавадзе Н.А., которая была дочкой поэта и известного общественного деятеля. 9 сентября русскую миссию направили в Персию. Грибоедов перед отъездом туда, вместе с Завелейским П.Д. составил торгово-промышленный план Российской Закавказской компании, чьей целью являлось использование Закавказских природных ресурсов и развитие там шелководства, табаководства, виноделия и хлопчатобумажного производства.
Надгробие Грибоедову. Тифлис (ныне Тбилиси), церковь Св. Давида
В Тифлисе Грибоедова встречали настороженно, но торжественно, так как в этих местах еще помнили о его участии в заключении мирного договора. Писатель делал самоотверженные усилия для высвобождения перемещенных лиц и русских пленников, которые находились в Персии. Грибоедов писал в своем личном дневнике: «Голову мою положу за несчастных соотечественников». Осложнение дел наступило, когда к Грибоедову обратились две армянки, которые были в гареме крупного чиновника, хотевшие возвращения на родину. Нахождение этих женщин в русской мисси, для мусульман было скандалом. В 1829 году 30 января, тегеранские жители ворвались на территорию посольства, убив всех членов миссии.
Вдова Грибоедова не знала о судьбе своего погибшего мужа, ей не сообщали об этом, но ей была передана воля Грибоедова, вернуться в Тифлис. Именно там она узнала о его смерти, после чего пережила нервный срыв и преждевременные роды ребенка, который жил всего несколько часов.
В 1829 году 18 июля, тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и похоронено в монастыре Святого Давида. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя» - эти слова вдова написала на надгробие.
Главная комедия «Горе от ума»
Сцена из комедии «Горе от ума». Иллюстрация Д. Кардовского
А.С. Пушкин уже после первого чтения «Горя от ума» заметил, что половина стихов комедии «войдет в пословицу». Суждение это оказалось справедливо. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Злые языки страшнее пистолета», «Блажен кто верует, тепло ему на свете» - все эти строки знаменитой комедии стали крылатыми.
«Горе от ума» была первый раз поставлена на профессиональной сцене в 1831 году, а в 1833 году вышло первое издание с большими купюрами. До сих пор это произведение остается живым для русского театра и критики, также, вызывая огромное количество разнообразных интерпретаций. В содержании этой комедии объединены три задачи и три художественных начала. В произведении воссоздана реальная картина общества России накануне восстания декабристов и после войны, которая была в 1812 году, это с одной стороны. Правда, изображая такую конкретную историческую картину, сам автор оперирует категориями XVIII в., которые являются философскими. Он сталкивает в комедии категории «глупости» (фамусовское общество) и «ума» (Чацкий), все это похоже на то, что происходило в комедии Фонвизина Д.И. «Недоросль». При этом категории «глупости» и «ума» соединены в романтическом конфликте, а не в просветительском («в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»). В середине 1820-х годов усиление политической реакции показало, что опора на разум никогда не гарантирует человеческое и общественное совершенствование. Конечно «ум» не бессилен, но его носитель, перед ложью и клеветой в лице «глупости», слаб и практически обречен. Таких как Чацкий, герой комедии, постоянно преследуют клеветой, для изгнания их из жизни общества. Поэтому, нанеся фамусовскому обществу «смертельный удар качеством силы свежей», Чацкий оказывается «сломлен количеством старой силы» (И.А. Гончаров). После такого осмысления всей политической ситуации, Грибоедов создал в «Горе от ума», помимо конкретной исторической картины нравов того времени, модель политической борьбы, которая была общей для всех времен и народов и являлась универсальной.