А Н Толстой (Жизненный путь и творческие искания) :: Баранов В И
Страница: 5 из 23 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕКогда окинешь взглядом свое прошлое, 19.08.10 - 11:33 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Свое дальнейшее отражение эта борьба нашла в деятельности тех издательств, с которыми писателю пришлось иметь дело.
Первая книга А. Толстого, принесшая ему шумную известность, вышла в издательстве "Шиповник", противостоявшем горьковскому "Знанию". Это произошло потому, что опытный предприниматель С. Ю. Копельман поспешил заключить с молодым еще совсем литератором контракт на издание его сочинений, включая и еще не написанные. Очень скоро писатель почувствовал несовместимость своих творческих ориентаций с политикой издательства и предпринял попытки разорвать контракт. В одном из писем демократическому издателю К. Ф. Некрасову (1912 г.) он сообщал даже: "Я объявил им (то есть "Шиповнику". - В. Б.) забастовку"*. _______________ * Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ), ф. 338, оп. 2, ед. хр. 40. Переписка по поводу отношений с "Шиповником" анализируется в кн.: В. Б а р а н о в. Революция и судьба художника. М., "Советский писатель", 1967, с. 79 - 81. Переписка с "Шиповником" относится к началу нового общественного подъема. В литературе он выразился не только в нарастании прогрессивных умонастроений, более активном отпоре мотивам уныния и растерянности, но и в стремлении писателей к большей независимости от издателей - как финансовой, так и идейной. Сначала в Петербурге в конце 1911 года, а вскоре в Москве в марте 1912 года возникают два "объединения писателей для издательской деятельности". Как свидетельствует один из активных организаторов товарищества "Книгоиздательство писателей в Москве" Н. Клестов (Ангарский), направление издательства определяли "прежде всего - реализм в области искусства и демократизм в политике"*. "Сергеев-Ценский, А. Толстой, Вересаев, Ив. Бунин - группа достаточно авторитетная, чтобы ее взять за основу, присоединяя к ней молодые силы"**. Именно с маркой "Книгоиздательство писателей в Москве" и стали выходить книги А. Толстого. _______________ * Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки имени Ленина, ф. 9, к. 2, ед. хр. 1, л. 29-а. ** Т а м ж е, л. 31. 1912 год вообще был важной вехой в жизни писателя. Он порывает связи с богемой, покидает возникший при его живейшем участии артистический клуб "Бродячая собака", а затем уезжает из Петербурга ("пью за здоровье Москвы и да провалится Петербург к черту - скучный и вялый и неврастенический город")*. В том же 1912 году А. Толстой публикует программную статью "Об идеальном зрителе", направленную против эстетизма, в защиту народности искусства ("...если ваши вкусы только ваши и ничьи, если вы отгорожены от жизни, если вы эстет, - пьеса не будет принята, стрела упадет, не попав в цель")**. _______________ * ЦГАЛИ, ф. 769, оп. 1, ед. хр. 195. ** А. Н. Т о л с т о й. Полн. собр. соч. в 15-ти томах, т. 13. М., Гослитиздат, 1949, с. 439. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте. Сам А. Толстой немало размышляет теперь не только о зрителе, но и о читателе - том, для которого в конце концов и создается литература. Напомним, что в 1912 году Ленин писал: "Желанное для одного из старых русских демократов "времячко"... пришло. Демократическая книжка стала б а з а р н ы м продуктом"*. Этот неумолимый процесс демократизации читателя оказал немалое влияние и на А. Толстого. В расчете на передового читателя и созданы многие произведения, в которых затрагиваются существенные вопросы духовной жизни того времени. Это и осуждение различных форм ухода художника от жизни - мотив, постоянный для молодого А. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|