Еврейский вопрос в России - глазами Александра Солженицына :: Черняк Арон
Страница: 1 из 11 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕЯ очень люблю сайт tululu 18.08.10 - 20:51 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Поделись ссылкой Еврейский вопрос в России - глазами Александра Солженицына :: Черняк Арон
---------------------------------------------
Черняк Арон Еврейский вопрос в России - глазами Александра Солженицына Профессор Арон ЧЕРНЯК ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ: ГЛАЗАМИ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА По страницам книги "Двести лет вместе" "Ожесточение это свидетельствует ярко о том, как сами евреи смотрят на русских... что в мотивах нашего разъединения с евреем виновен, может быть, и не один русский народ и что скопились эти мотивы, конечно, с обеих сторон, и еще неизвестно, на какой стороне в большей степени". Ф.Достоевский. Дневник писателя "Под равноправием евреи понимали нечто большее". А.Солженицын. Двести лет вместе Выход в свет книги А.И.Солженицына "Двести лет вместе (1795-1916)", опубликованной в Москве издательством "Русский путь" в 2001 году, - явление не только литературное, но и общественное. Как сообщает газета "Аргументы и факты" в одном из июльских номеров, этот бестселлер уверенно занимает первое место в рейтинге продаж: только в Москве ежедневно продается до 3 тысяч экземпляров, и этого оказывается недостаточно. И в Израиле книготорговый успех новой книги Солженицына налицо. Чем это объяснить? Конечно, сюжетом, конечно, именем автора, выдающегося писателя, обратившегося к историческому исследованию. Следует подчеркнуть: произведение вышло в серии "Исследования новейшей русской истории", которую также курирует А.И.Солженицын. Видимо, интерес писателя к исторической тематике прочный и серьезный - на уровне исследований. Как историк я должен отметить одно немаловажное обстоятельство: еврейская тема была объектом не только литературного творчества, но и теоретического и публицистического осмысления ряда великих русских писателей. Сюда я отношу следующие имена: Ф.Достоевский, М.Салтыков-Щедрин, Н.Лесков, Вл. Соловьев, В.Короленко, М.Горький. Ныне этот ряд замкнул А.Солженицын. Он не упоминает их как своих предшественников, но, несомненно, он знал об этом. И принципиальная ориентация этих писателей в еврейском вопросе тоже ему хорошо известна. Мы видим здесь два лагеря: в одном - Ф.Достоевский, в другом - все остальные. К какому лагерю примкнул, или к какому оказался ближе, замыкающий, А.Солженицын? Это вопрос. Тем более что, по всей видимости, он собирается поставить, наконец, точки над i. Нужно ли говорить о важности этого вопроса и еще о большей важности ответа на него? Нет такой прямой постановки в рассматриваемой книге. А выявить ответ необходимо - и это становится делом читателя и, естественно, критики. Однако это вовсе не означает, что автор никак не определяет своего подхода к избранному им сюжету. Он справедливо указывает на разнобой в оценках ситуаций в области еврейского вопроса в России: одни говорят о вине русских, другие обвиняют евреев. Автор старается понять обе стороны, ищет "всех точек единого понимания и всех возможных путей в будущее, очищенных от горечи прошлого, он призывает обе стороны, и русскую, и еврейскую, к терпеливому взаимопониманию и признанию своей доли греха", надеется "найти доброжелательных собеседников и в евреях, и в русских". Он формулирует и конечную задачу своей работы: "посильно разглядеть для будущего взаимодостойные и добрые пути русско-еврейских отношений". Два вывода следуют из этой принципиальной установки. Первый. Автор стремится поставить себя "НАД СХВАТКОЙ", в роли объективного регистратора событий и их оценщика. Роль чрезвычайно трудная, но для историка, который пытается найти истину, неизбежная. Второй. А.Солженицын исходит, как свидетельствует грамматический смысл приведенных выше его высказываний, из "данности" о равновеликости вин каждой из сторон - таково впечатление. Но эту заданность следует проверить посредством анализа его повествования. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|