Гете и его время :: Мицкевич Б П
Страница: 7 из 15 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕГода изменят нам походку, 08.08.10 - 05:29 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
В состоянии безысходности, не найдя в себе сил и мужества жить в этой обстановке, Вертер кончает жизнь самоубийством.
"Страдания юного Вертера" сразу же принесли славу их 25-летнему автору. "Вертером" зачитывались повсюду. Один из "бурных гениев", Шубарт вспоминал в "Немецких хрониках": "Когда воспитатели духовного училища в Берлине запретили недавно читать "Вертера", один пылкий юноша воскликнул: "Можете забирать у меня книгу, я знаю ее наизусть!" Трагический финал этой классической любовной истории воспринимался как страстный протест против жестокой, несправедливой к человеку действительности. Во Франции роман был встречен как произведение, проникнутое революционным духом, как история о человеке гордой и чистой души, не способном на какой бы то ни было компромисс. Иначе отнесся к "Вертеру" Лессинг. "Вертер не так уж хорош, - писал он. - Скажите, греческий или римский юноша поступил бы таким образом, лишил бы себя жизни так и по такой причине?" Лессинг советовал Гете прибавить к роману еще одну главу, в которой осуждалось бы самоубийство героя. "Любезный Гете, прибавьте еще одну главу, и чем циничнее, тем лучше". Слабость протеста и безволие Вертера импонировали тогдашнему немецкому обществу. Лессинг опасался, что пример Вертера в условиях Германии может стать заразительным. И действительно, по стране прокатилась волна самоубийств. Зачитавшись "Вертером", юноши стрелялись - в голубом фраке и желтом жилете, с томиком романа в руках. Финал романа "Страдания юного Вертера" свидетельствовал о начале идейного кризиса Гете. Индивидуалистический бунт "Бури и натиска" перестал удовлетворять его, в то же время Гете не видел и не мог видеть в тогдашней Германии никаких активных общественных сил. Вертер меньше всего годился в герои, но других героев реальная немецкая действительность подсказать Гете не могла. Мятущийся, неуспокоенный, разочарованный в жизни, Гете мечтал найти выход своим силам в настоящей практической деятельности, которая представлялась ему чем-то вроде бальзама, способного исцелить от всевозможных бед. Поэтому он принял предложение 18-летнего веймарского герцога Карла-Августа поступить к нему на службу, в 1775 г. переехал в Веймар - столицу крохотного феодального государства, население которого едва достигало 100 тыс. человек, и остался там до конца жизни. Вопреки интригам придворной знати, герцог вскоре делает молодого, умного, энергичного бюргера своим министром. В 1782 г. Гете становится первым министром Саксен-Веймарского герцогства. Ему были пожалованы дворянское звание и титул тайного советника. Потекли годы придворной жизни. Став министром этого карликового государства, Гете с горячностью принялся за реформы. Ему удалось осуществить ряд административных преобразований. Он вдвое сократил численность армии, много внимания уделял вопросам культуры и образования, привлек в Веймар и Иену Гердера, Шиллера, Фихте. Но дальше этих робких реформ, не затрагивавших феодальных основ государства, дело не пошло. Натолкнувшись на противодействие герцога и всего высшего общества Веймара, Гете охладел к государственной деятельности, занял позицию умеренного либерала, все свои интересы сосредоточил единственно на занятиях литературой, наукой и искусством. В первые десять лет жизни в Веймаре (1775 - 1786), когда Гете занимается "ничтожными делами ничтожного государства", значительно снижается его писательская активность. Причина этого не только в занятости административными делами. В веймарский период жизни Гете идет "перестройка" его общественно-политического и эстетического сознания. Гете постепенно отходит от настроений "Бури и натиска", от изображения бунтующей личности. В лирике Гете этих лет звучат мотивы примирения, успокоения, гармонии, одиночества ("К луне", 1769; "Ночная песнь путника", 1776). |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|