Научная фантастика Польши :: Аникеев Владимир
Страница: 3 из 28 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕЯ знаю, ты живёшь на облаках, 30.08.10 - 01:29 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
В атот период своего творчества Лем пишет "Расследование" (1959)-классический детектив по форме, в котором впервые появляется мотив сомнения во всемогуществе науки и техники. Значительную позицию в развитии жанра обретает следующая повесть "Эдем" (1959), в которой Лем упоминает о вполне вероятной принципиальной невозможности контакта с другими цивилизациями и бессилии человека в решении внеземных проблем. Этот мотив исследуется дальше и глубже в знаменитом "Солярисе" (1961)-романе, в котором Лем размышляет не столько о проблеме контакта с абсолютно чуждым человеческому разуму мыслящим океаном, сколько о сложности внутреннего мира самого человека, о мучительно трудном процессе самопознания человека в столкновении с неизведанным. В том же 1961 г. издаются сборник рассказов "Книга роботов", повести "Дневник, найденный в ванне" и "Возвращение со звезд". В последней перед читателем предстает широкая панорама бессмысленно счастливого мира, в котором путем хирургической операции (т. н. "бетризации") из человека изгнали все таящиеся в нем агрессивные инстинкты. Лем предупреждает о цене, которую пришлось бы заплатить за такое "счастливое" существование, о том, чем в конце концов стал бы человек, утратив вместе с ненужными, казалось бы, чувствами цель своего существования и веру в смысл жизни, надежду и желание, способность к опасению и разочарованию. В 1962 г. Лем публикует сборник статей и эссе "Выход на орбиту" - одну из первых в Польше серьезных работ по тематике НФ.
В 1964 г., наряду с одной из лучших повестей Лема "Непобедимый", в которой он еще более расшатывает веру читателя во всемогущество техники, издается обширное фантастико-философское эссе "Сумма технологии", эффект появления которого в среде профессиональных философов можно сравнить с эффектом, вызванным палкой, воткнутой в муравейник. После издания этой книги Лема заметили даже те читатели и критики, которые упорно числили НФ в одном ряду с бульварной литературой. Одновременно с "Суммой технологии" на польском книжном рынке появляется сборник "Сказки роботов" (1964) и годом позднее "Кибериада" - циклы рассказов о приключениях двух роботовконструкторов Трурля и Клапациуса. "Сказки роботов" и "Кибериада", как и более ранние "Звездные дневники",произведения многоплановые, которые можно воспринимать как на обычном бытовом, так и на философском или социологическом уровнях. Парадоксальные ситуации, в которые постоянно попадают герои, несравненный лемовский язык, богатейшее воображение писателя затягивают и завораживают. Однако рано или поздно внимательный читатель начинает понимать, что Лем заставляет его задуматься над вовсе не такими уж пустыми проблемами, которые заботят не только роботов, их друзей и врагов,- что смеется он, собственно, над самим собой. Еще один постоянный герой Лема - курсант, затем пилот и, наконец, командор Пирке, который впервые появляется в трех рассказах сборника "Вторжение с Альдебарана" (1959),-полная противоположность положительным героям НФ 50-х годов: это обычный, средний, недалекий на первый взгляд человек, одаренный, однако, чрезвычайно развитым чувством здравого смысла и неверием в чудеса всемогущей техники. Именно этот скептицизм помогает ему выходить победителем из самых сложных ситуаций. Первое издание сборника "Рассказы о пилоте Пирксе" вышло в 1968 г. Этим заканчивается цикл удачных изысканий Лема на ниве фантастики 60-х и начала 70-х годов. Дальнейшие его произведения этой поры - чисто философские, литературоведческие либо продолжающие начатые ранее циклы. Несколько в стороне остается, только необычная даже для Лема повесть "Голос Господина" (1968)-по словам автора, "попытка заштопать разрыв между художественной литературой и философскими размышлениями над судьбами цивилизации". Несмотря на чрезвычайно высокую творческую активность С. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|