Краски для фантазии :: Альтов Генрих
Страница: 1 из 6 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕКаков человек по душе, по уму? 27.08.10 - 21:05 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
---------------------------------------------
Альтов Генрих Краски для фантазии ГЕНРИХ АЛЬТОВ Краски для фантазии Читатели, интересующиеся фантастической литературой, вероятно, заметили, что за последние годы фантастика стала с особым вниманием присматриваться к самой себе. С 1967 года только в журналах и сборниках опубликовано свыше шестидесяти статей, в той или иной мере затрагивающих теоретические проблемы фантастики как литературного жанра. Вышли из печати книги Георгия Гурейича "Карта страны Фантазии" и Бориса Ляпунова "В мире мечты" - своего рода путеводители по научно-фантастической литературе. В ежегодниках "Фантастика", выпускаемых издательством "Молодая гвардия", печатается составленная Александром Евдокимовым обстоятельная и точная библиография советской фантастики с 1917 года. Появилась и тут же исчезла с прилавков книжных магазинов содержательная монография Анатолия Бритикова "Русский советский научно-фантастический роман". Постепенно складывается теория фантастики. И как это бывает со всеми складывающимися теориями, дело начинается с описи изучаемых объектов. Возникающая на наших глазах теория фантастики еще не задает вопроса: "Почему?" - пока она ограничивается фактографией, хронологией. В 1895 году опубликована "Машина времени" Уэллса. Полвека спустя появились "Хроноклазм" Уиндема и "Конец Вечности" Азимова. Это из области хронологии. А Вот фактография: упомянутые произведения Уиндема и Азимова используют непосредственно вытекающую из книги Уэллса идею хроноклазмов парадоксов, вызванных вмешательством в предшествующую историю. Почему "Хроноклазм" и "Конец Вечности" принадлежат Уиндему и Азимову, а не Уэллсу? Возможность возникновения хроноклазмов - прямое следствие уэллсовской, концепции путешествий по времени. В одном месте своего рассказа уэллсовский Путешественник вплотную приближается к проблеме хроноклазмов... и почему-то уходит в сторону. ..Допустим, в "Машине времени" Уэллсу не нужна была путаница с хронрклазмами. Но после "Машины времени" Уэллс работал в фантастике еще четыре десятилетия. Он продолжал думать о фантастических ситуациях, связанных с управлением временем, и в 1903 году опубликовал рассказ "Новейший ускоритель". Однако ускоритель и другие идеи о времени намного слабее очень плодотворной по литературным возможностям ситуации с хроноклазмами. Не случайно в современной фантастике известны лишь два-три подражания "Новейшему ускорителю", зато хроноклазмы используются весьма широко. Вряд ли Уэллс отказался бы от идей, легших в основу таких вещей, как "Хроноклазм" Уиндема, "И грянул гром" Брэдбери, "Бесконечная ночь" Буля, "Конец Вечности" Азимова... Тут, видимо, был какой-то психологический барьер. Какой? И почему его трудно было преодолеть? Как вообще возникают новые фантастические идеи? Нет ли каких-то объективных закономерностей в их появлении? А если такие закономерности есть, нельзя ли, используя их, найти новые, никому еще не известные фантастические идеи?.. Теория фантастической литературы подобна только что открытому континенту: на карты нанесена лишь узкая береговая полоса, а за ней в загадочной дымке лежат огромные неисследованные пространства, полные удивительных и нераскрытых тайн. Я хочу рассказать об одном путешествии, предпринятом в глубь, этой таинственной и прекрасной страны. Это был всего лишь разведывательный рейд, и, как всякая разведка, он дал сведения частичные и в какойто мере предположительные. Пройдет время, и армия исследователей многое уточнит и исправит. Но разве не интересно сегодня хотя бы краем глаза взглянуть на то, что будет открыто завтра?.. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|