Деятельность масонства в эпоху возникновения ордена русской интеллигенции :: Башилов Борис
Страница: 16 из 17 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕСловно бабочки путаны, на обочине стоят 13.05.10 - 05:18 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Поделись ссылкой Деятельность масонства в эпоху возникновения ордена русской интеллигенции :: Башилов Борис
"В наших искренних, дружеских, тесных сношениях с Западом, - писал один из видных представителей 40-х годов Шевырев, - мы не примечаем, что имеем дело как будто с человеком, носящем в себе злой, заразительный недуг, окруженный атмосферой опасного дыхания. Мы целуемся с ним, обнимаемся, делим трапезу мысли, пьем чашу чувств... и не замечаем скрытого яда в беспечном общении нашем, не чуем в потехе пира - будущего трупа, которым уже пахнет". С подобным же пессимизмом смотрел на Европу и Гоголь. "Европа сама сильно, глубоко больна и ждать от заимствования созревающих в ней идей - нельзя". Ведь и Россия-то больна только потому сегодня, что в течение 126 лет назад она заимствовала политические и философские идеи у тогда уже духовно больной Европы. В первом варианте своего ответа Белинскому, возражая Белинскому на его заявление, что "Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности", - Гоголь писал: "Вы говорите, что спасение России в европейской цивилизации, но какое это беспредельное и безграничное слово! Хотя бы вы определили, что нужно подразумевать под именем европейской цивилизации. Тут и фаланстеры красные и всякие, и все готовы друг друга съесть и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие начала, что трепещет в Европе всякая мыслящая голова и спрашивает поневоле: где же цивилизация?" "Все более или менее согласились называть нынешнее время переходным, - пишет Гоголь в "Авторской исповеди". - Все, более чем когда-либо прежде, ныне чувствуют, что мир в дороге, а не у пристани, даже и не на ночлеге, не на временной станции, или отдыхе. Все чего-то ищет, ищет уже не вне, а внутри себя". "Везде обнаруживается более или менее мысль о внутреннем строении: все ждет какого-то более стройнейшего порядка". Но все надежды на более стройный порядок возлагаются не на Бога, а на человеческий разум. Человек XIX столетия, несмотря на кровавый опыт французской революции не смирился, а еще более возгордился своим умом. А эта гордость, - по мнению Гоголя может принести только еще более страшные плоды. "Гордость ума, - с тревогой констатирует Гоголь в статье "Светлое Воскресенье", - никогда еще не возрастала она до такой силы, как в девятнадцатом столетии". Белинский, возлагавший всю надежду на европейскую культуру, на силу разума, на социализм, не видел то, что видел Гоголь, писавший в статье "Светлое Воскресение", что человечество влюбилось в ум свой. "...Но есть страшное препятствие (воспраздновать нынешнему веку светлый праздник), - имя ему - гордость. Обрадовавшись тому, что стало во много лучше своих предков, человечество нынешнего века влюбилось в чистоту и красоту свою". Но особенно сильна ныне гордость ума. "Ум для современного человечества - святыня; во всем усомнится он - в сердце человека, которого несколько лет знал, в правде, в Боге усомнится - но не усомнится в своем уме". Гоголь сильно и остро предвидел то, о чем позже с такой силой писал Достоевский. Страшные разрушительные действия человеческого ума, получили свое воплощение в увлечении социализмом - то есть в социальном утопизме. Для Гоголя, как для подлинного русского философа: "...Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше как полицейская. Он может только привести в порядок и расставить по местам то, что у нас уже есть". "...Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями..." "Но и разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед, есть высшая еще способность, имя ей - мудрость, и ее может дать нам один Христос". |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|