История Древнего Востока :: Деопик Дега
Страница: 27 из 28 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕКаков человек по душе, по уму? 27.08.10 - 21:05 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Впервые, по-видимому, возникла идея резкого увеличения светской, - административной, а в отдельных случаях и государственной, власти храмов, приведшая к столь же резкому "заземлению" их сущности и определенной профанации. Когда вы узнаете, как выглядели их боги, вы увидите, что это действительно так - перед нами довольно простые формы выражения языческой веры.
Политическая структура - типа Святой Земли, много отдельных государств со своими богами на коротких каналах, отведенных от рукавов реки, в основном по Евфрату. Но в отличие от Святой Земли, от Сирии, от Малой Азии, здесь достаточно однородная культура на всем протяжении плоских равнин Двуречья: единая вера, единый религиозный центр - город Ниппур (на севере Месопотамии, где почитался бог Энлиль) и все более крепнувшая тяга к объединению. Это более множественное общество, чем на Ниле, т. к. в Двуречье постоянно появляются новые этносы, да и боги городов и этносов более "самостоятельные", чем номовые боги Египта, относительно быстро объединившиеся в подобие пантеона. От этого времени до нас дошли архивы: два из Урука и один из Джемдет-насра (современное название) - архивы храмовых или государственных хозяйств, поскольку на этом этапе храмы и государства практически одно. 2а. Что шумеры почти сразу создали, так это письменность. Я уже рассказывал, для чего она была придумана. Ни законы, ни история в этом плане людей не интересовали; от Китая до Двуречья тех, кто создавал тексты на "вечных" материалах (а дошли только они) волновало только то, кто и сколько кому должен, или какие практические шаги надо предпринять. Идея создания письменности, судя по дошедшим текстам - достаточно светская, практическая, во всяком случае применительно к массовым текстам. Не случайно именно техногенные общества первыми создали письменность и уж несомненно первыми пустили ее "на поток". Шумерская письменность - не то, что очень хотелось бы изучать: как всегда, первая модель была не очень удачной. Каков принцип шумерской письменности? Один знак изображал несколько родственных понятий: заштрихованное пространство изображало небосвод, а полностью зачерненное ночь; с другой стороны черный и темный цвета характеризовали болезнь и так далее, по ассоциации составлялось каждое сложное слово. Это не простой протобиблский алфавит, на котором при желании можно точно записать устное сообщение, и вообще, все сказанное. Грамматические формы при иероглифической записи вначале обычно не фиксировались - хотя они имелись в разговоре, но в тексте их вначале часто не было. Промучившись некоторое время с текстом, шумеры решили облегчить себе жизнь более сложными сочетаниями. Например, "камень", "гиря", "нога", соединенные вместе, означали понятие "идущий". Читать вслух это очень трудно, один наш ученый долго боролся с трудностями чтения, а потом решил изучать просто последовательности картинок, благодаря чему многое узнал. Так было в ранний период. Только через 400 лет появилось нечто более похожее на современный связный текст. Нужно помнить, что для письменного оформления примитивного текста и такой же по содержанию идеи: "Ты мне, я тебе", - нет никаких особых сложностей. Когда же начали фиксировать более сложные тексты, тогда появились более трудные для понимания ученых приемы. Например, знаки, означающие группы понятий, интервалы и т. д. На чем писали вначале, неизвестно; шумерская письменность на вечных материалах предстает перед нами в сравнительно готовом виде, и ранние надписи исследователи могут прочесть любой человек - только порой каждый по-разному. Известные нам ранние тексты написаны на сырой глине и потом обожжены, они имеют форму дощечек размером приблизительно с диктофон, только более тонкие и с суженными краями. И все меленько заполнены текстом. Писали костяной палочкой на сырой глине, один конец черты был глубже и шире другого, так возникла клинопись. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|