Космос - наука и мифы :: Лесков Л
Страница: 3 из 35 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕУважаемые господа! Недавно открылся сайт www.yuri-kuzovkov.ru, на котором содержатся тексты и иллюстрации к моим книгам: «Глобализация и спираль истории», «Мировая история коррупции», «История коррупции в России». Предлагаю разместить тексты этих книг в Вашей интернет-библиотеке. Вы можете скачать интернет-версии всех трех книг с сайта www.yuri-kuzovkov.... >> 16.08.10 - 10:00 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Вот в качестве примера цепочки взаимосвязей, которые прослеживаются для ряда слов, имеющих прямое отношение к нашей теме:
Космос (порядок, украшение) - резать, бить (сравните с мифом о всемирном дереве) - светить - земля - сырой, теплый. - Небо - каменный (каменный свод?) - высота. - Бог - делить - резать - удача-судьба (богтот, кто определяет судьбу). Не правда ли, любопытная получается картина, которая позволяет хотя бы отчасти проникнуть в строй мыслей людей, живших много тысячелетий назад? Другим источником сведений о доисторических взглядах на космос служит археология. На примере верований предков славян эти вопросы исследовал академик Б. А. Рыбаков. Космологические сюжеты прослеживаются в древних амулетах, фибулах, украшениях. Святилища предков славян отражали три сферы макрокосма - небесную, земную и подземную. Символом жизни служили скульптуры фаллического божества Рода товита.В этом божестве находила отражение идея древа жизни, ее круговорота. Святилище имело форму круга с идолами посередине - это символизировало идею мироздания и подчеркивало самоотождествление человека и образа мира ^в более поздней терминологии микро- и макрокосма). Древние святилища выполняли также важную прикладную функцию - они обеспечивали пользование календарной системой, позволяли регулировать аграрномагическую деятельность. Анализ древней языческой космологии приводит к выводу: свобода человека в эту эпоху была резко ограничена, его деятельность была полностью предопределена природными и космическими силами. Несмотря на эту высокую степень несвободы первобытного человека, можно все же утверждать: впервые задав себе вопросы - кто я, откуда мы пришли? - человек одновременно поставил и другой вопрос - что такое космос? Вот как оценил эту ситуацию известный математик и философ В. В. Налимов: "Кажется, все в деятельности человека оказывается в конечном счете устремленным в одном направлении: человека прежде всего беспокоит смысл Мира - самые глубокие его смыслы". МИФЫ и космос Первые систематизированные представления о космосе дошли до нас в форме мифов. Почему? Перед человеком, который только-только научился мыслить, открылся мир, полный опасностей, загадок, неопределенностей. Возникшая у человека острая потребность в познании этого мира породила мифотворчество - миф можно было поставить между собой и пугающим хаосом окружающей действительности. Чтоби избавиться от неопределенности, человек дал миру мифическое объяснение - это избавило его от бремени непонимания, наполнило конкретным содержанием мир 3 - мир идей, придало действиям человека осмысленную целенаправленность. Миф служил опорой магии, с помощью которой человек пытался подчинить и поставить себе на службу силы природы, которые часто были ему враждебны. Поэтому миф радикальным образом отличается от сказки: человек принимает его за правду, каким бы неправдоподобным он ни казался. Был ли у древнего человека иной выбор? Возникновение мифов относится к эпохе первобытнообщинного строя - архаической общественной формации, которая охватывает время от зарождения социальных отношений до появления классового общества. В этих условиях - миф оказался единственно доступным для человека способом мышления вне рамок его общинно-родовых^отношений. Миф не заменял древнему человеку знаний, он лишь замещал многочисленные пробелы, которые в них имелись. По мере развития древнего социума и перехода к классовому обществу на передний план стала постепенно выходить вторая функция мифа обслуживание социальных потребностей человека. Миф стал превращаться в культ. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|