О смешении элементов :: Аквинский Фома
Страница: 4 из 4 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕПоэта жизнь - стакан опорожнить 03.09.10 - 00:26 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
"Если сущее будет и сущностью [субстанцией], и количеством, сущих будет два, а не одно; если же оно будет только сущностью [субстанцией], то оно не может быть бесконечным и вообще не будет иметь величины, иначе оно окажется каким-то количеством" (Аристотель. Указ. соч. Т. 3. М., 1981. С. 63).
4 В данном случае каждый элемент - а смесь составляют четыре элемента будет полностью сохранять свою самотождественность и представлять собой совершенно обособленную от других трех элементов часть смеси. Таким образом, смесь будет состоять из четырех элементов, никоим образом не соединившихся друг с другом. Значит, это не есть истинная смесь или соединение. 5 Аристотель. Категории, 5; 3b 24: "Сущностям свойственно и то, что им ничего не противоположно" (Аристотель. Указ. соч. Т. 2. М., 1978. С. 59); 3b 34; "Сущность ... не допускает большей и меньшей степени" (Там же. С. 60). 6 Аргумент, кратко изложенный в данном параграфе, был выдвинут Аверроэсом (De caelo, III, comm. 67). По его мнению, интенсивность и качеств (акциденций), и субстанциальных форм составных элементов снижается в соединении. А ослабленные формы смешиваются и составляют новую "форму смешанного тела" (forma mixti). Чтобы это не входило в противоречие с аристотелевской концепцией неизменности субстанциальных или сущностных форм, Аверроэс утверждал, что формы элементов не являются в действительности субстанциальными формами, а занимают среднее положение между субстанцией и акциденцией и потому могут испытывать усиление (интенсификацию) и ослабление. 7 Аристотель. Метафизика, 10, 7; 1057 a 20: "Все промежуточное принадлежит к тому же самому роду, что и то, промежуточное чего оно есть" (Аристотель. Указ. соч. Т. 1. М., 1975. С. 266). 8 Аристотель. Физика, V, 1; 225 b 9: "Необходимо должны существовать три [типа] движения: [движение] качества, количества и в отношении места" (Аристотель. Указ. соч. Т. 3. М., 1981. С. 163). 9 Обосновывая, почему "определение есть некоторого рода число", Аристотель, в частности, говорит: "И так же как если от числа отнять или к нему прибавить что-то из того, из чего оно состоит, оно уже не будет тем же числом, хотя бы была отнята или прибавлена даже самая малая величина, точно так же определение и суть бытия вещи не будут теми же самыми, если что-нибудь будет отнято или прибавлено" (Аристотель. Метафизика, VIII, 3; 1043 b 35-1044 a 2; Аристотель. Указ. соч. Т. 1. М., 1975. С. 228). 10 Аристотель. О возникновении и уничтожении, I, 10, 327 b 24-31: "Смешиваемые вещи не остаются в действительности так, как тело и белый цвет, но и не уничтожаются ни одна их них, ни обе, потому что сохраняется их сила [действовать]" (Аристотель. Указ. соч. Т. 3. М., 1981. С. 414). |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|