Об Общественном договоре, или Принципы политического Права :: Руссо Жан Жак
Страница: 88 из 89 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕОн уходит по воде... 31.08.10 - 00:30 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Поделись ссылкой Об Общественном договоре, или Принципы политического Права :: Руссо Жан Жак
Руссо знал специально посвященные этой теме книги, например "Историю манихейства" Бособра, но скорее всего говорит о тех авторах, которые популяризовали эти воззрения, как это делал Фонтенель ("О происхождении мифов", 1724) и в особенности Юм ("Естественная история религии", франц. перевод 1759-1760 гг.).
193. ...Молох... - Молох - в Библии так назван бог аммонитян, которому приносились человеческие жертвы. 194. Ваал (или владыка) - первоначально у хананеян божество, покровительствующее определенному месту, бог племени и, кроме того, верховное божество. Ваал сходен с Зевсом и Юпитером по своему главенствующему положению в системе верований данного народа. 195. Хананеяне - библейский термин, далекий от исторической определенности. Так именовались сначала жители прибрежных ("низменных") земель в отличие от горных частей Палестины, Финикии и страны филистимлян. Кроме финикиян сюда входили моавитяне, аммонитяне, идумеи и другие народы. 196. Хамос - бог аммонитян. 197. ..говорил Иефай аммонитянам... - Иефай - в Библии один из судей израильских, избранный в предводители против аммонитян и победивший их. Цитируемые его слова - Библия. Книга Судей, гл. II. 198. Юпитер Капитолийский. - Назван так по месту нахождения храма, воздвигнутого в Древнем Риме в его честь на Капитолийском холме, где были крепость и святилище. 199. Вульгата - латинский перевод Библии. 200. Фокейская война, - Фокея - колония Афин в Ионии, была захвачена персами при Дарии Гистаспе, потом, приняв сторону царя Сирии Антиоха III в его войне с римлянами, была последними завоевана и разграблена. 201. ...видимом земном правителе... - выражение, заимствованное у Монтескье ("О духе законов", кн. XXIV, гл. V); имеется в виду папа римский. 202. Халифы - или калифы - представители или наместники пророка, титул, присвоенный себе преемниками Магомета, отсюда название их государства халифат. 203. Али, Ибн Абу Талиб (род. ок. 600-601 гг. н. е.) - племянник и зять Магомета, халиф с 656 г. Те, кто признавал его законным преемником пророка, образовали секту шиитов, которая внесла в ислам элементы мистики и пантеизма, распространилась в Персии (Иран) и Индии. 204. ...нарекли себя главами Церкви... - Имеется в виду так называемая "королевская реформация" в Англии, когда Генрих VIII актом о супрематии объявил себя в 1533 г. главой англиканской церкви. 205. ...русские цари. - Петр I учредил в 1721 г. Синод для руководства делами церкви и веры, находившийся под контролем верховной светской власти, возглавляемой монархом. 206. Пьер Бейль, чей "Словарь" хорошо знал Руссо, был его непосредственным предшественником и, вероятно, учителем в критике христианства с политико-государственной точки зрения, вопреки утверждению о невозможности для христиан создать жизнеспособное государство, Монтескье шел за Гоббсом, писавшим, что государство и христианская республика - это одно и то же, а Руссо - за Бейлем, когда писал, что эти понятия исключают друг друга. 207. См. Гоббс. О гражданине, гл. XVII, 28 и гл. VI, 11. Далее в оригинале: "il porait pardonner a l'auteur le bien en faleur du mal". 208. ...в широком значении, или в более узком... - Имеются в виду два аспекта религии: один чисто идеологический, другой - политический, см. письмо Руссо к Л. Устери от 18 июля 1763 г. (C. G., t. X, р. 37) и "Письма в Горы", письмо I. 209. Подразумевается римско-католическая церковь. 210. Ср. "Письмо к Кристофу де Бомону", в котором такого рода неправомерные притязания государства Руссо объясняет предположением о том, что верования людей определяют их мораль и что от их представлений о будущей жизни зависит их поведение в этой. Но в обществе каждый его член вправе только знать - считает ли другой для себя обязательным быть справедливым, а суверен вправе изучать мотивы, на которых каждый основывает это обязательство. 211. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|