Откровение о человеке в творчестве Достоевского :: Бердяев Николай
Страница: 16 из 17 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕЭто, верно, обман? 01.07.10 - 06:15 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Поделись ссылкой Откровение о человеке в творчестве Достоевского :: Бердяев Николай
Ширь, необъятность, безграничность - не только материальное свойство русской природы, но и ее метафизическое, духовное свойство, ее внутреннее измерение. Достоевский раскрыл жуткую, огненно-страстную русскую стихию, которая была скрыта от Толстого и от писателей-народников. Он художественно раскрыл в культурном, интеллигентном слое ту же жуткую, сладострастную стихию, в народном нашем слое выразившуюся в хлыстовстве. Эта оргийно-экстатическая стихия жила в самом Достоевском, и он был до глубины русским в этой стихии. Он исследовал метафизическую истерию русского духа. Истерия эта есть неоформленность русского духа, неподчиненность пределу и норме. Достоевский открыл, что русский человек всегда нуждается в пощаде и сам щадит. В строе западной жизни есть беспощадность, связанная с подчиненностью человека дисциплине и норме. И русский человек человечнее западного человека. С тем, что раскрыл Достоевский о природе русского человека, связаны и величайшие возможности и величайшие опасности. Дух все еще не овладел душевной стихией в русском человеке. В России человеческая природа менее активна, чем на Западе, но в России заложены большие человеческие богатства, большие человеческие возможности, чем в размеренной и ограниченной Европе. И русскую идею видел Достоевский во "всечеловечности" русского человека, в его бесконечной шири и бесконечных возможностях. Достоевский весь состоит из противоречий, как и душа России. Выход, который чувствуется при чтении Достоевского, есть выход гностических откровений о человеке. Он создал небывалый тип художественно-гностической антропологии, свой метод вовлечения в глубь человеческого духа через экстатический вихрь. Но экстатические вихри Достоевского духовны и потому никогда не распыляют они образ человека. Один Достоевский не боялся, что в экстазе и беспредельности исчезнет человек. Пределы и формы человеческой личности всегда связывали с аполлонизмом. У одного Достоевского форма человека, его вечный образ остается и в духовном дионисизме. Даже преступление не уничтожает у него человека. И не страшна у него смерть, ибо вечность всегда у него раскрывается в человеке. Он художник не той безликой бездны, в которой нет образа человека, а бездны человеческой, человеческой бездонности. В этом он величайший в мире писатель, мировой гений, каких было всего несколько в истории, величайший ум. Этот великий ум весь был в действенно-активном отношении к человеку, он раскрывал иные миры через человека. Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом. И он - самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира. Достоевский - самый христианский писатель потому, что в центре у него стоит человек, человеческая любовь и откровения человеческой души. Он весь - откровение сердца бытия человеческого, сердца Иисусова.
[1] Bпepвыe: Pyccкaя мысль.. 1918. Kн. III - IV. Пeчaтaeтcя пo этoмy издaнию. Cтaтья тeкcтoлoгичecки, кoмпoзициoннo, идeйнo дoлжнa paccмaтpивaтьcя кaк кoнcпeкт бyдyщeй книги "Mиpocoзepцaниe Дocтoeвcкoгo". Oнa paздeлeнa нa 8 нeбoльшиx глaв, кaждaя из кoтopыx пocвящaeтcя aнaлизy кaкoй-тo oднoй пpoблeмы. Cличeниe тeкcтов этoй cтaтьи и книги "Mиpocoзepцaниe Дocтoeвcкoгo" пoкaзывaeт, чтo cтaтья - кoнcпeкт глaв "Дyxoвный oбpaз Дocтoeвcкoгo", "Чeлoвeк", "Poccия", "Beликий Инквизитop" книги, a глaвы "Cвoбoдa", "3лo", "Любoвь", "Революция. Coциaлизм" тecнo cвязaны co cтaтьями "Beликий Инквизитop", "Cтaвpoгин" или пиcaлиcь зaнoвo. Peцeнзию нa "Откpoвeниe o чeлoвeкe..." cм.: {Якoвлeв B}. Литepaтypныe нaбpocки // Coвpeмeннoe cлoвo, 1918. 27 июля. [2] Cтaтья H. K. Mиxaйлoвcкoгo "Жecтoкий тaлaнт" впepвыe былa oпyбликoвaнa в ж. "Отeчecтвeнныe зaпиcки" (1882. № 9, 10). [3] Имeютcя в видy cлeдyющиe paбoты: {Bл.Coлoвьeв "Tpи peчи в пaмять Дocтoeвcкoгo"} (1881 - 1883); {B.B.Poзaнoв "Лeгeндa o Beликoм Инквизитope" Ф.M. Дocтoeвcкoгo"} (1891); {Д. C.Mepeжкoвcкий} "Л. Toлcтoй и Дocтoeвcкий" т. 1 - 2 (1901 - 1902); {A. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|