Русский анархизм и евреи. XIX-XX век :: Гончарок Моше
Страница: 5 из 65 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕДРОЗД И ЛИСА 16.07.10 - 06:52 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Голдман прославилась не только блестящими ораторскими способностями, но и тем, что в годы гражданской войны в России лично посетила ставку Махно (о чем он вспоминает в своих мемуарах; и она была не единственной среди американских евреев-анархистов, побывавших там).
Впрочем, большинство еврейских анархистов Америки не поддерживало идею личного террора. Против "пропаганды практических действий" выступал с острой критикой редактор еврейского анархистского журнала "Фразе гезелшафт" Шауль Яновский, выходец из России (как и абсолютное большинство читателей его журнала). Вместо террора Яновский требовал усиления пропагандистской работы путем печатной пропаганды и повышения образовательного уровня рабочих. Еще перед началом Первой мировой войны русско-еврейское движение анархистов США приходит в упадок. Оно ограничивается деятельностью в области культуры и просвещения. Выпускались книги на идиш в области философии и естествознания. Особенно отличилось издательство имени Кропоткина; его издания до сих пор пользуются популярностью в соответствующих кругах США, Англии, Франции, Аргентины. В начале века инициатива анархистской деятельности постепенно перемещается обратно в Европу - точнее, в ее восточную часть, а именно в Россию (в первую очередь - в Польшу). Еврейские эмигранты из империи, прожив 15 - 20 лет в Европе, все пристальнее присматриваются к революционному потенциалу своих собратьев, оставшихся по ту сторону границы. В первые годы нового столетия появилась первая ласточка российского не эмигрантского анархизма: газета "Жерминаль" на идиш печаталась в Швейцарии и тайно переправлялась в Россию, где среди еврейской молодежи в Польше и Литве нашла своих настоящих пропагандистов. Глава 3 Участие евреев в анархистском движении Российской империи в начале ХХ века. Связь с нееврейскими группами движения Появление анархизма в пределах империи было тесно связано с началом революционного подъема масс в начале нынешнего столетия. "В заграничных русских колониях Швейцарии, Англии и Франции велась уже систематическая пропаганда… и ораторы- анархисты часто выступали на многочисленных митингах и собраниях" - это мы уже отмечали в предыдущей главе. То же самое наблюдалось и среди еврейских рабочих из России в таких крупных городах, как Лондон и Нью-Йорк. "Пропаганда анархизма концентрировалась, - говорил Рогдаев в докладе международному конгрессу анархистов в Амстердаме в 1907 году, - главным образом в Женеве и Лондоне; в первом городе - среди русской молодежи, во втором- среди многочисленного еврейского пролетариата, в квартале Уайтчепель" " Имеющиеся в нашем распоряжении материалы говорят о появлении первой анархистской группы в Российской империи весной 1903 года в Белостоке. К этому времени там уже были анархисты-одиночки и сочувствовавшие им "Начало сплочению этих одиночек в анархистскую группу, - писал позднее один из членов, - было положено весной 1903 года прибывшим из Лондона товарищем. Он прочел несколько рефератов среди бундовской интеллигенции и рабочих, и ему удалось привлечь на свою сторону нескольких очень энергичных революционеров. Вместе с Григорием Брумером ("Борис", умерший в Петропавловской крепости) он в самое короткое время успел организовать первую анархистскую группу, называвшуюся интернациональной группой "Борьба"™. Таким образом, первая организованная группа анархистов в Российской империи была еврейской группой. Соответствующие настроения царили. и в других городах западной части империи. Очень характерным свидетельством являются воспоминания известного еврейского общественного деятеля А.М.Гольдштейна: "Изменились и еврейские массы. Все, что есть в них молодого, живого, активного, ушло в партии, в организации. Непартийный молодой человек в Вильне теперь такая же редкость как партийный человек в какой-нибудь Кинешме или Вязьме. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|