Елена :: Еврипид
Страница: 25 из 25 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕГода изменят нам походку, 08.08.10 - 05:29 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Последняя при этом отождествляется с фригийской Великой Матерью - богиней Кибелой (Мать блаженных, гор царица, мчащаяся в колеснице с львиной запряжкой), экстатический культ которой сближался с шумным, оргиастическим ритуалом Диониса. Смысл ст. 1353 - 1357 остается не вполне ясным: с какой стати спартанка Елена должна была посещать празднества фригийской Матери или даже афинские таинства в честь Деметры? Некоторые ученые видят здесь намек на положение дел в современных Еврипиду Афинах, где неудачи в ходе Пелопоннесской войны вызвали падение религиозного благочестия.
Ст. 1353 - 1356 переведены Зелинским; у Анненского было (вопреки еврипидовскому мифу, по которому настоящая Елена с Парисом не соединялась): Огнем лукавым опалила В покое брачном ты того, Чья страсть два войска погубила, Но ты дразнила божество. Ст. 1458. Галанея. - В такой форме имя нигде больше не засвидетельствовано, но в "Теогонии" Гесиода среди нереид упоминается Галена- персонификация спокойного моря. Таковы же, несомненно, здесь функции Галанеи. Ст. 1464. Дом Персея - Аргос, родина Данаи, матери Персея. Целью Менелая является, собственно, Спарта, но Еврипид помнил о том варианте мифа, по которому Менелай причалил сначала в Навплию, чтобы похоронить в Аргосе Клитемнестру (см. ниже, ст. 1586, а также "Электра", ст. 1278 - 1280, и примеч. к "Оресту", ст. 362 - 374). Ст. 1466. Левкиппиды - женские спартанские божества, по преданию, двоюродные сестры и супруги Диоскуров; жрицы их святилища, о которых идет здесь речь, также назывались Левкиппидами. Ст. 1478 - 1494. Ливийские птицы - журавли. Образ журавлей, улетающих зимой в южные страны, известен в греческой литературе уже со времен эпоса ("Илиада", III, 3 - 5; Гесиод, "Труды и Дни", ст. 448 - 450). Особенность этой картины у Еврипида состоит в том, что, вспоминая о перелете журавлей с севера на юг, хор напутствует их пожеланиями, подходящими только для перелета с юга (из Африки) на север (в Спарту). Ст. 1508. Идейский раздор - спор трех богинь, завершившийся судом Париса на горе Иде. Ст. 1511. Аполлонов град - Троя (см. примеч. к "Андромахе", ст. 1009 1026). Ст. 1666 - 1669. Богинею Елену нарекут... - В Спарте существовал культ Елены, бывшей в глубокой древности местным божеством растительности и плодородия. Ст. 1674. ...Еленой назван будет... - У юго-восточной оконечности Аттики действительно расположен остров, носивший в древности имя Елены (нынешний Макронисос); здесь, по преданию, Парис и Елена сделали первую остановку по дороге в Трою. При варианте мифа, принятом здесь Еврипидом, Гермесу совершенно не по пути было останавливаться на этом острове, лежащем на северо-восток от прямой дороги из Спарты в Египет. По-видимому, Еврипида такая несообразность не беспокоила. Ст. 1676 сл. ...Менелай... блаженные получит острова. - О том же пророчествует Протей в "Одиссее", IV, 561 - 568. В.Н. Ярхо |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|