О русской иконописи :: Лесков Николай Семенович
Страница: 5 из 6 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕУ женщин возраст - вот болной вопрос и лучше жить его не задавая, а пятилетняя дочурка говорит всерьёз: "скажи мне, мама, я же молодая?" 01.09.10 - 16:24 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
С яичными же красками, дающими иконе ей одной приличный, тихий, мягкий, бесстрастный тон и нежность, лаврские мастера совсем обращаться не умеют, и поучить их, как видно, некому, а сами они ничего об этом нигде вычитать не могут, так как техническая часть иконописного подлинника не издана. Из всего этого и произошло то, что в Сергиевой лавре еще недурно пишут (по крайней мере икону одного преподобного Сергия), но в Киевской лавре весь стиль так перемешан и перебуравлен, что надо жалеть, зачем здесь взялись не за свое дело и покинули свой прежний римско-католический пошиб с подрумяненными мученицами и франтоватыми архангелами и ангелами в кавалерственных позах. То было похоже хоть на что-нибудь, тогда как нынешние иконы реставрированной киево-печерской школы могут свидетельствовать только о том, что одних добрых намерений писать в русском стиле весьма недостаточно, а уменья негде взять.
Так-то сведено ни к чему и поставлено на нет наше некогда столь славное, столь изумительно прекрасное русское иконописное искусство, о котором, благодаря счастливому случаю, нам неожиданно опять довелось сказать несколько слов, не знаю, на пользу ли ему или на то только, чтобы большее число людей имели случай убедиться, что все, кто мог бы и кому следует позаботиться об этом деле, считают его недостойным своего просвещенного внимания. Кончаю мою заметку тем, что желающие поддержать вопрос о русском иконописании должны, по моему мнению, не метаться со своими пенями куда попало, а они должны не сводить своих глаз с Академии художеств, которая не только может, но, кажется, и должна бы явиться, по зову общества, на помощь религиозной потребности народа. Ни к кому иному, как к ней, к сей академии, надо адресовать эти справедливые требования. ПРИМЕЧАНИЯ О РУССКОЙ ИКОНОПИСИ Впервые статья опубликована в газете "Русский мир", 1873, Л 254, 26 сентября, без подписи; впоследствии не перепечатывалась. Интерес Лескова к живописи был постоянным и проявился еще в период жизни в Киеве, где он был знаком с рядом художников. Не менее устойчивым было его внимание к русской иконописи, и не только в связи с обращениями писателя к религиозным и церковным темам, но и как к самостоятельному самобытному жанру русского искусства. Превосходное знание истории иконописания, направлений и школ и даже самой техники мастеров-иконописцев нашло отражение и в художественных произведениях писателя (см. "Запечатленный ангел" в т. 4 наст издания). Из статей Лескова об иконописи следует еще назвать: "Об адописных иконах" ("Русский мир", 1878, Л 192, 24 июля), "О художнем муже Никите и совоспитанных ему" - об иконописце Н. С Рачейскове ("Новое время", 1886, Л 3889, 25 декабря). Стр. 179. Прохоров, Василий Александрович (1818 - 1882) - археолог; был преподавателем Академии художеств, основал древнехристианский музей, в 1862 - 1877 годах издавал журнал "Христианские древности и археология". ...Заметка об адописных иконах... - статья Лескова "Об адописных иконах" (см. в примечании выше). ...в 211 Л "Русского мира"... появился отзыв... - Имеется в виду небольшая заметка без заглавия за подписью "N. R."; заметка снабжена обширным примечанием от редакции, которое написано, как можно судить по некоторым формулировкам и положениям, совпадающим с рядом мест статьи "О русской иконописи", самим Лесковым. Стр. 180. ...в "Ведомостях С.-Петербургского градоначальства"... появилась обширная статья - "Народная иконопись", без подписи; есть указание, что автором ее был С. В. Максимов (см. А. Ф. Писемский. Письма, М., изд. АН СССР, 1936, стр. 839). Сахаров, Иван Петрович (1807 - 1863) - этнограф, археолог и библиограф; автор труда "Исследования о русском иконописании", СПб, 1849. Ровинский, Дмитрий Александрович (1824 - 1895) - известен глазным образом как историк русского искусства, автор книг "История русских школ иконописания до конца XVII века" (СПб, 1856), "Русские народные картинки" (3 тома, СПб. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|