Письмо некоего духовного лица иезуиту Ле Телье :: Вольтер
Страница: 2 из 2 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕТуманом бесконечности сокрыта, 12.09.10 - 20:15 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Будет нетрудно отравить кардинала де Ноайля [5] , который весьма простодушен и не питает никаких подозрений.
Ваше преподобие употребит те же способы, чтобы обратить в истинную веру некоторых оказывающих сопротивление епископов; их епархии на основании папского указа будут переданы иезуитам, после чего все епископы окажутся сторонниками нашего правого дела и эти епископы умело и с выбором назначат всех священников. Таков мой совет, если вашему преподобию будет благоугодно ему внять. Поскольку янсенисты, как утверждают, причащаются по крайней мере раз в год, на пасху, было бы неплохо посыпать святые дары снадобьем, которым воспользовались для свершения правого суда над императором Генрихом VII [6] . Какой-нибудь критикан, может быть, скажет мне, что мы рискуем отравить крысиным ядом одновременно и молинистов; это, безусловно, соображение веское; но не бывает безупречных проектов, не бывает таких теоретических построений, которые на каком-нибудь участке не грозили бы рухнуть. Если бы нас останавливали такие ничтожные трудности, мы никогда не смогли бы ничего довести до конца. К тому же, раз речь идет о том, чтобы добиться самого высшего блага из всех возможных, не следует смущаться, если это высшее благо повлечет за собой кое-какие худые последствия, не заслуживающие внимания. Нам не в чем упрекнуть себя; доказано, что всем сторонникам так называемой реформации и всем янсенистам предопределен ад; таким образом, мы только приближаем момент, когда они должны вступить во владение им. Не менее ясно и то, что рай по праву принадлежит молинистам; будучи случайными виновниками их гибели, мы без всякого злого умысла приближаем час их блаженства; в обоих случаях мы не более, чем орудие в руках провидения. Если же кто-нибудь испугается числа жертв, наше преподобие сможет объяснить, что, начиная с дней расцвета церкви и до 1707 г., то есть в течение приблизительно 1400 лет, богословие привело к истреблению более 50 миллионов человек, а я предлагаю удавить, зарезать или отравить всего примерно 6 миллионов 500 тысяч человек. Нам, быть может, заметят, что мой счет неверен и что я нарушаю тройное правило арифметики. И вот почему: если, скажут наши оппоненты, за 1400 лет из-за теологических дилемм и антидилемм погибло всего 50 миллионов человек, то это составляет в год 35 тысяч 714 с лишним человек и что я, таким образом, в настоящем году хочу убить на 6 миллионов 464 тысячи 285 с лишним человек больше. Но на самом деле это совершенно детская придирка; можно даже назвать ее нечестивой. Ибо разве по моему образу действия не видно, что я спасаю жизнь всем католикам до конца света? Если отвечать на все канадки, то слишком долго придется говорить. С глубоким уважением к вашему преподобию, крайне преданный Вам, весьма благочестивый, крайне почтительный Р… [7] , уроженец Ангулема, префект конгрегации. Этот проект не был осуществлен, потому что Ле Телье встретился с рядом трудностей, и еще потому, что на следующий год преподобный отец был изгнан [8] . |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|