Протагор :: Платон
Страница: 31 из 32 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕЕсть легенда о людях отдавших себя 13.05.10 - 05:18 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Я сейчас говорю не об этом, а о том, что он высказал позже, когда стал утверждать, что четыре из них довольно близки друг другу, а одна – именно мужество – очень сильно отличается от других, в чем я будто бы могу убедиться посредством следующего доказательства: «Ты встретишь, Сократ, людей, чрезвычайно нечестивых, несправедливых, необузданных и невежественных, однако же очень мужественных, из чего ты убедишься, что мужество очень сильно отличается от других частей добродетели».
– Я и тогда очень удивился этому ответу, а еще больше после того, как мы с вами все разобрали. Вот я его и спросил: считает ли он мужественных смелыми? А он ответил: «Да, и отважными». Помнишь, Протагор, такой свой ответ? Протагор подтвердил. – Так скажи нам, на что отваживаются мужественные: на то же, на что и робкие? – Нет. – Значит, на другое? – Да. – Не идут ли робкие на то, что безопасно, а мужественные – на то, что страшно? – Люди говорят, что так, Сократ. – Ты прав, – сказал я, – но не об этом я спрашиваю. Как, по-твоему, на что с отвагою идут мужественные: на то ли страшное, что они считают страшным, или на то, что таковым не считают? – Но первое невозможно, как было доказано только что в твоих рассуждениях. – И в этом ты прав. Так что, если это правильно было доказано, никто не идет на то, что считает страшным, ведь мы нашли, что быть ниже самого себя – это невежество. Протагор согласился. – С другой стороны, когда люди осмеливаются на что-нибудь, то идут все – и робкие, и мужественные, и, таким образом, и робкие, и мужественные идут на одно и то же. – Но все-таки, Сократ, совершенно противоположно то, на что идут робкие, и то, на что идут мужественные. Вот хоть на войну – одни желают идти, а другие не желают. – Идти на войну – это прекрасно или безобразно. – Прекрасно. – А ведь если прекрасно, то и хорошо, по прежнему нашему условию: мы ведь согласились, что все прекрасные действия хороши. – Ты прав, таково и мое всегдашнее мнение. – И правильно. Но кто же из них, как ты утверждаешь, не хочет идти на войну, хотя это прекрасно и хорошо? – Робкие. – А ведь если это прекрасно и хорошо, то оно и приятно? С этим мы были согласны. – Так, значит, люди робкие сознательно не хотят идти на то, что прекраснее, лучше и приятнее? – Но если бы мы и с этим согласились, мы нарушили бы все то, в чем мы раньше были согласны. – А что же мужественный человек? Не идет ли он на то, что прекраснее, лучше и приятнее? – Необходимо это признать. – Значит, вообще говоря, мужественные проявляют не дурной страх, когда боятся, и не дурную отвагу, когда отваживаются? – Это правда. – Если же то и другое не безобразно (постыдно), значит, прекрасно? – Да. – А если прекрасно, то и хорошо? – Да. – А робкие, и смельчаки, и неистовые, напротив, проявляют дурной страх, когда боятся, и дурную отвагу, когда отваживаются? Протагор согласился. – И отваживаются они на постыдное и плохое только по незнанию и невежеству? – Так оно и есть. – Ну а то, почему робкие бывают робки, называешь ты робостью или мужеством? – Робостью, конечно. – А не выяснили ли мы, что робких делает робкими неведение того, что страшно? Вполне выяснили. – Значит, из-за этого неведения они и робки? Протагор согласился. – А ведь, по твоему признанию, то, в силу чего они робки, есть робость? Протагор подтвердил. – Так именно неведение того, что страшно и что не страшно, есть робость? Протагор кивнул. – Но ведь мужество противоположно робости. – Да. – А понимание того, что страшно, а что не страшно, противоположно неведению всего этого? Здесь Протагор опять кивнул. – Стало быть, неведение этого – робость. Тут Протагор кивнул весьма неохотно. – Значит, понимание того, что страшно и что страшно, и есть мужество в противоположность Тут Протагор уже не захотел кивать в знак согласия и замолчал. Я же сказал: – Что же, Протагор, ты и не подтверждаешь, и не отрицаешь того, что я говорю? – Ты заканчивай сам, – сказал Протагор. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|