Феномен фантастики :: Снегов Сеpгей Александpович
Страница: 15 из 15 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕСпит зрачковая душа 03.09.10 - 00:27 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Физик и историк науки Пьер Лятиль гипотезирует, что человек проходит через ряд разительных трансформаций, а ныне приближается к последней: начинал как приспособленец к природе – стадия инстинктивного существования, ныне является преобразователем природы, ее командиром – стадия разума, и завершит переделкой самого себя, чтобы стать воистину духовным внутренним элементом самой природы, не отстраненным от нее, а состоящим в ней как ее член. Чем не захватывающая новая тема для фантастики? Человек так изменяет самого себя, что сможет спокойно, без особой среды погружаться в жерло вулканов, двигаться в безвоздушном пространстве, прогуливаться без скафандров по планетам при температуре, близкой к абсолютному нулю, сливаться с механизмами как их деятельная составная часть и даже стать бессмертным, о чем давно уже мечтает в своих произведениях наш Георгий Гуревич. Я не так уж много читаю современной фантастики, многие фэны в этом смысле далеко меня обогнали – мне трудно вникать в произведения, не являющиеся предметом писательского искусства; но я уже встречал у западных фантастов робкие попытки в этом направлении. У нас таких, уже деформировавшихся в нечеловеков, героев повестей я встречал у Сергея Павлова, Евгения Дрозда и особенно у Андрея Столярова – вероятно, написаны и другие нечеловеческие человеки, мне неизвестные. К сожалению, это почти всегда радио-мутанты, болезненные искривления, а не высшее развитие человека, чаще недочеловеки, чем сверхчеловеки. Здесь еще – неопробованное пространство сюжетов. Теория Фридриха Ницше о сверхчеловеке – правда, по-иному, чем он рисовал себе – непременно осуществится раньше всесго в фантастике, а потом и в житейской реальности. И не как «белокурая бестия», а как своеобразное почти божество. Настоящая фантастика феноменальна, как феноменален главный предмет ее живописания – человек. Она может включить в себя все, что доныне является предметом художественной литературы, и пойти значительно дальше. Если нынешняя «большая литература» оперирует реальным прошлым и настоящим, то фантастика и в эти бытийные реальности способна внести необыкновенное и небывалое и показать, как реально чувствует себя человек в таком небывалом и нереальном. И она имеет еще одно пространство, абсолютно недоступное реалистической литературе – будущее. Наряду с чувствами и физическими действиями человека, фантастика подчиняет себе один элемент его природы, специфический именно для нее – интеллектуальные возможности человека и их реализация в прошлом, настоящем и – особенно – будущем. В таком понимании судьба человека возвышается до значения мирового фактора вместо прежнего индивидуально вещественного. И любовь, и ненависть, и удача, и беды, и социальное счастье, общественные непорядки, знакомства и столкновения с иными мирами и иными разумными существами, и творение иных миров и иных разумных существ и конструирование одухотворенных механизмов, и еще многое, многое несказанное, а возможно, пока и непредставимое – все это составляет жизненный ареал фантастики. Все эти возможности могут быть осуществлены, если фантастика станет по-настоящему родом художественной литературы. Для этого фантастам надо – прежде всего – быть хорошими писателями, художниками. Достаточно вспомнить, что все мастера современной фантастики, которыми мы заслуженно гордимся, были высококультурными людьми, знатоками и любителями мировой литературы, мастерами художественного слова, пера. Если современная фантастика будет рассматривать себя как художественную литературу, разновидность искусства, речь пойдет не о закате ее, а о высоком расцвете. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|