Сокровенная религиозная философия Индии. :: Чаттерджи Брахман
Страница: 6 из 10 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕЯ не жалею ни о чём, 31.08.10 - 11:25 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Но кроме этих физических изменений, есть еще и другие, более тонкие, которые происходят безостановочно и о которых, обыкновенно, вовсе не думают. Так, восприятие внешнего объекта происходит вследствие непрерывного ряда быстрых изменений, иначе — вибраций, действующих на существо воспринимающего. Эти изменения систематически связываются между собой тем, что мы называем нашим сознанием. Без этой непрерывности познавательной способности восприятие было бы невозможно. Все воспринятые факты связаны между собой и сохраняются памятью. Где же находится эта память? Можем ли мы признать ее в границах одного физического мозга? Если да, то отчего происходит, что давно забытые вещи снова вспоминаются так отчетливо? Отчего в гипнотическом состоянии всплывают на поверхность факты, забытые с самого детства? Известны случаи, когда человек вспоминает язык, который он слышал только раз в молодости. Все эти наблюдения свидетельствуют, что по ту сторону физического тела есть некто, запоминающий наши физические наблюдения; этому элементу, заносящему в памятные списки все, нами воспринятое, мы дадим временно название "ментального", употребляя это выражение в самом широком смысле. (Сохраняю это иностранное слово потому, что смысл его не имеет соответственного русского выражения: оно обнимает собою как весь рассудок, интеллект, так и чистый разум, интуицию. В индусской философии эти два элемента нашего сознания строго различаются, но оба, и "Manas высший" (Бессмертный) и "Manas низший" (преходящий), действуют на "ментальном плане" Вселенной. "Ментальный план" — область и мысли, и интуиции, оттого — невозможность перевести это понятие одним словом, "умственный" или словом "духовный". — Прим. Е.П.) Утверждая это, я не намереваюсь основываться на одних рассуждениях: чтобы иметь абсолютное доказательство явления, нужно его знать самому. Чтобы знать, что вы существуете независимо от вашего физического тела, необходимо уметь отделяться от него. Иными словами, нужно проверить эти трансцендентальные факты так же, как физик проверяет физические феномены, когда хочет установить закон, ими управляющий. Так как позднее я намерен дать вам несколько указаний по этому поводу, я привожу эти короткие доводы в самом начале только для того, чтобы вы не считали мои утверждения фантазией; наоборот, имеются основательные доказательства, подтверждающие теории, которые я буду развивать перед вами. Итак, мы прежде всего будем отличать физическое тело от ментального; различие между ними не по существу, но оно тем не менее очевидно, по крайней мере настолько же, насколько очевидна разница между твердым и жидким состояниями материи. Если мы остановимся на минуту и начнем исследовать свойства ментального в человеке, то найдем, что и оно подвергается изменениям и не остается неподвижным. Эмоции приходят и уходят, состояния души, волнующиеся и изменчивые, заменяются одни другими; из года в год умственная жизнь развивается или затемняется; интуитивные способности изменяются, и даже самая совесть становится более определенной по мере развития человека. Таким образом, все ментальные элементы изменяются; и так как эти изменения сознаются, необходимо допустить, что позади них есть нечто более прочное. И это "нечто" действительно существует: это — элемент духовный, характерными признаками которого являются: способность к самопожертвованию, любовь, самоотречение и все высшие свойства души, существенно отличающие человека от животного. Именно эти чувства дают нам ощущения величайшего Блаженства, и человек нередко признает именно этот фактор душевной жизни за свою истинную суть, свое "Я". |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|