Коронованный на кресте :: Ходаковский Николай
Страница: 7 из 266 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕТы не скажешь. А я не спрошу ни о чём. 29.06.10 - 12:52 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
"На сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18). Камнем здесь становится знаменитое исповедание Петра: "Ты – Христос, Сын Бога Живого" (Мф. 16:16). В иконографии камень, скалы говорят об аскезе, отречении от себя во имя Бога и духовном восхождении. Прямая противоположность этому – камень Грааля, у Эйшенбаха.
В нем уже все дано, он – сама полнота бытия, он самоценен. Это – камень из первозданного Рая, и он как бы заключает в себе в сжатом виде этот Рай, являясь "воплощением совершенства", "преизбытком земного блаженства", обеспечивая "место в Господнем Раю" верным ему рыцарям. И в этом опять проявляется скрытый нехристианский характер Грааля, потому что обетованный Рай не будет возвратом прежнего, а явится завершением пути человеческого совершенствования. Вспоминается и чудо Моисея, посохом высекшего из скалы источник, ставший прообразом Христа – источника воды живой. Здесь наблюдается примерно то же, о чем говорилось выше по поводу роли камня в готике, только выражено более зримо и концентрированно: "Чудо есть чудо, и чудо есть Бог". Божественное прикосновение может не только проклясть бесплодную смоковницу: "Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет, И встреча с тобой безотрадней гранита" (Пастернак, "Чудо"), но и преобразить этот гранит, сделать его животворящим, источающим жизнь. А у Эй-шенбаха с Граалем происходит лишь подобие этого преображения, как бы пародия на него: он сам становится хлебом для своих рыцарей. Но поскольку это происходит без вмешательства Бога (уже говорилось о том, что облатка у Эйшенбаха имеет мало общего с христианским причащением), то и камень не перерождается, остается лишь камнем и не может стать символом "хлеба, сошедшего с небес". На этом прервем, может быть, несколько утомительные для читателя философские и теологические рассуждения о Граале-камне. Для нас важно, что Я. Шамрей акцентирует внимание на понимании Грааля как камня и рассматривает различные мифологические аспекты магических свойств камня. Сам интерес мифологии к камню чрезвычайно интересен и важен для нашего исследования природы Грааля. Вскоре после выхода в свет поэмы Вольфрама появляются новые произведения о Граале: "Разъяснение", "Дидот Перси-валь", "Перлесвос", "Цикл Вульгата" и др. Авторы их остались нам неизвестны. В XIII веке был составлен цистерцианскими монахами сборник "Поиски Грааля". По истории Грааля много писали до 1225 года, но потом поток литературы внезапно прекращается. В середине XV века появляется эпопея "Смерть Артура", написанная сэром Томасом Мэлори. Она послужила в дальнейшем отправной точкой для ряда опубликованных историй и даже фильмов. Мэлори представил идеализированное, облагороженное и христианизированное описание "единственного истинного поиска". Он описывал святую реликвию как "золотой сосуд", который подавала "прекрасная чистая дева" и который содержал немного чистой крови Иисуса Христа. В отличие от Эйшенбаха, пишет Я. Шамрей, Мэлори дает вполне определенную характеристику Грааля: это – святой потир, евхаристическая чаша Христа, в которую потом Иосифом Аримафейским была собрана Его кровь. Само название "Святой Грааль", возможно, произошло от Sang Real ("истинная кровь") или от греческого слова, означающего "большой сосуд для смешения вина с водой". Тайны раскрываются у Мэлори как тайны Евхаристии, его описание проникнуто христианской мистикой. Когда сэр Галахад с сэром Персифалем и сэром Босом, наконец, достигают Корбеника и остаются на священную трапезу, "представилось им, будто явился пред ними старец в сопровождении ангелов небесных, и был он словно бы в епископском облачении и в руке держал крест". Согласно надписи на челе, это был Иосиф Аримафейский. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|