Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) - сущность медитации. :: Цонкапа Чже
Страница: 4 из 47 | |||
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||
КАТЕГОРИИ КНИГПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ О КНИГАХМихаил (19.04.2017 - 06:11:11) Антихрист666 (18.04.2017 - 21:05:58) Ладно, теперь поспешили вы... (18.04.2017 - 20:50:34) Роман (18.04.2017 - 18:12:26) АНДРЕЙ (18.04.2017 - 16:42:55) СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕВ ПАМЯТЬ О ТЕБЕ 29.06.10 - 12:55 Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его! |
Поделись ссылкой Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) - сущность медитации. :: Цонкапа Чже
«Основательное исследование» – исследование сущности. Распознавание характеристик с проницательным обдумыванием – это «размышление», а правильное осмысление – это «анализ». Так определяет Арья Асанга. «Размышление» – это обдумывание, не вдаваясь в подробности, а «анализ» – детальный разбор. «Распознавание характеристик» (mtshan-mar `dzin-pa) [здесь] означает не цепляние за реальное (bden-'dzin) 10 , а тщательное исследование объекта. Значит, в исследовании как явлений, так и сущности присутствуют оба: размышление и анализ. В соответствии с «Истолкованием замысла», ясно сказано и в «Священной [сутре] облака драгоценностей»: «Безмятежность – это сосредоточение ума. Проникновение – это правильный анализ.» И досточтимый Майтрея в «Украшении сутр» (14.8) сказал: "Знайте, что редуцирование положений 11 Дхармы – это стезя безмятежности, а анализ, разбор их смысла – стезя проникновения." И далее (18.66): "Поскольку при помощи правильного сосредоточения закрепляют ум на [одной] мысли и поскольку глубоко исследуют дхармы, то это (соответственно) – безмятежность и проникновение." То есть фиксация мысли благодаря подлинному самадхи – это безмятежность, а мудрость глубокого исследования дхарм – проникновение. Такое толкование вполне соответствует замыслу этих сутр, и уже невозможно понять их смысл по-иному. И в «Уровнях бодхисаттв» сказано: "Когда, по-настоящему закрепив мысль только на несловеснцм 12 (смысловом) объекте 13 или только на представлении, 14 устремляют осознающее внимание, 15 лишенное всякого концептуализирования 16 и отвлечений, на любые внешние объекты, 17 то [состояния] закрепления и поправляемого закрепления мысли на источниках 18 внутреннего сосредоточения вплоть до полной поглощенности и самадхи называются безмятежностью. *** Что же такое проникновение? То, что начинается исследованием и основательным исследованием Источников того же правильно продуманного [положения] Дхармы с тем же вниманием, с которым культивировалась безмятежность, а также основательным исследованием дхарм и завершается обширным познанием 19 и мудростью, – называется проникновением." Сказанное соответствует предыдущему. Такое толкование, согласное мысли упомянутых ранее сутр и досточтимого [Майтреи], твердо убеждает в [правильности] приведенного определения безмятежности и проникновения. И в «Средней ступени созерцания» (8) говорится: "После унятая (zhi) влечения [мысли] ко внешним объектам [она] продолжительно, естественно закрепляется на внутреннем объекте, вследствие чего ум пребывает (gnas-pa) в радости и совершенной податливости; отсюда и название «безмятежность» (zhi-gnas). 20 Анализ того же [объекта] во время пребывания в такой безмятежности есть проникновение." И [Шантипа] в «Наставлении о парамите мудрости» сказал: «Отражение [в уме] явлений или сущности без анализа – объект безмятежности. Отражение явлений или сущности с анализом – объект проникновения.» То есть недискурсивное сосредоточение на сути явлений или сущности – это безмятежность, а анализ этих двух [типов] объектов – проникновение. Об этом же сказано в «Истолковании замысла» (8.2): "– Бхагаван! Сколько есть объектов безмятежности? – Один: недискурсивное отражение. – А сколько есть объектов проникновения? – Единственный; дискурсивное отражение. – Сколько же есть объектов обоих? – Два: пределы сущего 21 и осуществленная цель. |
ИНТЕРЕСНОЕ О ЛИТЕРАТУРЕ
ТОП 20 КНИГ
ТОП 20 АВТОРОВ
| ||||||||||||
|